Упельсинкина страница
Словарь
Индуизм
 
 
Аватара - земное воплощение индуистского божества (чаще всего Вишну) в облике человека или животного.
Адхарма - противоположность дхарме, основному закону мироздания, следовательно - беззаконие,  зло.
Атман - в философии веданты - верховная субстанция вселенной, "не-эмпирическое", истинное "Я" индивида.
Ахимса - санскритское слово, обозначающее "отказ от причинения вреда". Основополагающее понятие в джайнизме, буддизме и индуизме, ставшее известным на Западе в XIX в. благодаря немецкому философу Артуру Шопенгауэру; возродилось в индуизме западнического толка и в движении за независимость, которое возглавлял Мохандас Ганди (1869-1948)
Брахма - 1. мистическая "сущность Вед", или магическая сила, заключенная в ведийских мантрах; 2. обозначение всех брахманов совокупно как варны.
Брахманы - название членов варны (сословия) жрецов в древней Индии.
Варуна  - ведийский бог ночного неба, который знает и судит все человеческие поступки.
Даршан (видение) - гл. цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество: лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также связанные с богами священные места: Гомалаи, Каньякумари, Ганга, святые города и т.п. Получение Д. бога и святого предполагают, что и они видят паломника, обращают на него свое внимание, дают ему свою милость.
Дваждырожденные - термин, обозначающий членов трех высших варн (основных сословных групп) древнеиндийского общества, "вторым рождением" которых считался обряд посвящения (упанаяна),  но в ряде контекстов под "дваждырожденными" понимаются исключительно брахманы.
Джива (джайн.)- духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и  они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.) . Определяющим признаком Д. является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. как сознание.

Дживанмукта (санскр. "вживе освободившийся (от сансары) - в индуистской философии обозначает необыкновенное состояние человека, достигшего освобождения от последовательных реинкарнаций в течение своей жизни.

Джина (санскр. победитель) - титул, который в инд. религиях, наряду с термином буддха - пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производны именно от них.

Дхарма, артха, кама - так называемая триварга, т.е. три основных аспекта человеческой деятельности: следование религиозному долгу, приобретение материальных благ и удовлетворение чувственных запросов.

Карма - букв. "деяние", в индийском учении о перевоплощении душ - закон, согласно котором статус и судьба человека в данном существовании предопределены совокупностью действий, которые он совершил в прежнем рождении.

Куру (бхараты) - древнее индоарийское племя, сыгравшее наряду с панчалами основную роль в становлении цивилизации долины Ганга. Название возводится к имени легендарного царя, приведшего бхаратов из Пенджаба на Курукшетру. Основной сюжет Мбх составляется рассказом о борьбе двух ветвей царского рода куру.

Кшатра - собирательное название всех членов аристократическо-воинского сословия кшатриев.

Кшатрии - члены сословия (варны) правителей и воинов.
Мантры - ведийские гимны, а также произносимые при отправлении ритуала отдельные формулы Вед; в более широком смысле - заговор, магическое заклинание вообще.
Мудра (санскр. "печать"), особые движения рук в иконографии и при некоторых (тантрических) упражнениях в буддизме и индуизме; получили чрезвычайное развитие в индийском танце, где их насчитывается более пятисот.
Пандьи - дравидийское племя, предки тамилов; их царство находилось на южной оконечности полуострова Индостан.
Праджапати - десять божественных древних "патриархов" человечества, духовно порожденные  сыновья Брахмы.

Предание - смрити, "то, что помнится", "хранимое в памяти", брахманические религиозно-дидактические тексты специального содержания, отличавшиеся от текстов ведийской традиции, именовавшихся шрути - божественным откровением.

Пуджа - приношение индуистским божествам перед домашним алтарем в храме.

Пураны - энциклопедические сборники на санскрите, куда по традиции включаются 18 главных текстов (иначе Махапураны), написанные в первые века нашей эры. Содержат основные мифы индуизма.
Ригведа - древнейший памятнику индийской словесности (конец II тыс. до н. э.), собрание гимнов, обращенных к божествам и исполнявшихся во время жертвоприношений.
Самаведа - "Веда напевов", одна из четырех Вед, сборник гимнов (в подавляющем большинстве взятых из "Ригведы"), текст которых сопровождается нотацией. "Самаведа" являлась "пособием" для удгатара - жреца, функцией которого было петь гимны в ходе жертвоприношения.
Санкхья - философское учение, этап становления которого отражен "Махабхаратой", впоследствии одна из шести ортодоксальных школ индийской философии.
Тапас - пламенная духовная энергия, обретаемая путем подвижничества, поэтому понятие "тапас" может переводиться как "подвижнический пыл".
Тантра ((санскp. букв. "ткань") - учебник, содеpжащий основные пpавила доктpины. В узком смысле слова - сочинение, где излагаются некотоpые эзотеpические доктpины индуизма и буддизма, имеющие в основном пpактическую напpавленность или же связанные с сексуальной жизнью.
Упанишады - название корпуса сочинений ("сакральное" их число - 108), производное от глагольной основы "упа-ни-шад", "сидеть подле" (наставника) и означающее "тайное учение" эзотерического характера, передававшееся наставником ученику из уст в уста. Упанишады, содержащие элементы философского дискурса, оказали ощутимое влияние на развитие древнеиндийской мысли.
Шастры - древнеиндийские трактаты по всем, включая философско-религиозные системы, отраслям знания.
Шрути - совокупное название текстов ведийской традиции как полученных через "слышание", т.е. путем божественного откровения (ср. смрити).
Шудры - четвертое (низшее, бесправное) сословие (варна) древнеиндийского общества.
Яджурведа - "Веда жертвенных формул", отличающаяся от других Вед тем, что в ней отведено определенное место конкретному описанию древнего ритуала. Яджурведа соотносится с функциями жреца-адхварью.
Яма - бог смерти, хранитель (локапала) южной стороны.
© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: