Упельсинкина страница
Мысли

Марина В. Воробьева,
E-mail: info@upelsinka.com

На пути к диалогу: религиозный выбор России

В сегодняшней России сложилась уникальная ситуация. С момента перестройки, когда рухнул "железный занавес", духовность стала пользоваться повышенным спросом среди граждан новой России. Волна "моды на религию" нахлынула прежде всего на православие - "традиционную" религию для России. В год тысячелетия крещения Руси (1988), интерес к православной религии заметно возрос, и к началу 90-х гг. мы имели высокий процент верующих - тех, кто приняли крещение или воцерковились после "70 лет советской власти"(1).

Был ли этот процесс до конца осознанным? Как нам кажется, можно говорить о популяризации религии на тот момент. Время показывает, что количество не всегда перерастает в качество. Так, шаг человека в сторону Церкви порой оставался простой формальностью, которая давала ему возможность "откреститься" от коммунистического прошлого, подтвердить "перестроенность" своего сознания. По истечении более чем десяти лет, мы можем наблюдать, как многие из граждан новой России, обратившиеся к вере в те годы и считающие себя православными людьми (2), отличаются полным незнанием православных основ, безграмотностью и духовной близорукостью.

С начала 90-х годов мы наблюдаем иную тенденцию. На фоне "возрождающейся традиции" - православия, которое по-прежнему продолжает наращивать численность своих членов, в России появляются различные религиозные движения. Среди них есть как те, которые существовали прежде в дореволюционной России (духоборы, молокане, толстовцы и др.), так и новые религиозные движения, появившиеся в последние десятилетия (Церковь Последнего Завета, Великое Белое Братство Юсмалос, Богородичный Центр и др.) Согласно данным Управления по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации, с каждым годом число религиозных организаций растет. Так, например, на 1985 г. в России было зарегистрировано 12 438 религиозных объединений, из них – 6 806 организаций принадлежат Русской Православной Церкви. К 1990 году число религиозных организаций увеличилось до 16 990, из них 10 110 принадлежат к Русской Православной Церкви (Таблица 1).

В последнее десятилетие количество религиозных организаций составляет 17 427 на 01.01. 2000 г., 20 215 - на 01.01.2001 г., из них к числу организации Русской Православной Церкви принадлежат 9 236 организаций на 01.01.2000 г. и 10912 организаций - на 01.01.2001 г.

Согласно приведенным данным, число организаций неуклонно растет, при этом рост неправославных организаций порой опережает рост православных организаций.

Вернемся к Русской Православной Церкви. Факторами, способствующими упрочению позиций православия в современной России, являются, на наш взгляд, следующие:

1. Обретение стабильного положения Русской Православной Церкви в социальной и политической жизни страны. После "коммунистического режима", длившегося 70 лет, вера перестала быть гонимой. Церковь, наконец, смогла открыть двери для всех желающих.

2. Неуклонное сближение церковной иерархии с государственной властью. В последние годы мы все чаще видим, как Русская Православная Церковь обращается за помощью в решении ряда вопросов к государству, а государство - к Церкви.

3. Неоспоримый авторитет Русской Православной Церкви, сложившийся благодаря образу ее "традиционности". Образ "традиционного" для Руси православия выставляется напоказ и трактуется, как незыблемая позиция русского народа. Однако мы имеем множество свидетельств о неоднозначном отношении среди жителей России к факту принятия православия в ущерб этническим верованиям. Кроме того, необходимо помнить, что Россия представляет собой территорию, состоящую из множества регионов и областей, населенных не только русскими, исповедующими православную религию, но и другими национальностями, традиционно исповедующими иудаизм, ислам и т.д.

Церковь и монарх, привыкшие идти рука об руку в дореволюционной России - вот нескрываемый идеал для многих граждан современной России (3). И в данном случае Русская Православная Церковь, рассматриваемая как религия "большинства" - вне конкуренции.

Следует заметить, что процесс сближения Церкви и государственной власти не только притягивает, но и одновременно отталкивает от себя многих россиян. Политизация церковной власти неизбежно повлечет за собой ущемление религиозной свободы граждан. Акт веры, обратившись к социальной сфере, теряет свою интимность, становится публичным, а следовательно - подобным светским институтам. Именно этот факт побуждает многих мыслящих людей современной России усомниться в правильности пути, выбранного Русской Православной Церковью и заставляет их искать истину в других религиях. Перебирая все то, что может предложить традиция, люди обращаются к "нетрадиционному", как некоей альтернативе, успешно способствующей развитию их индивидуальности. В качестве нетрадиционных религий могут выступать как религии, экспансированные на территорию России в последние два-три столетия, так и новые религиозные движения, обретшие ныне большую популярность на российской почве.

Как взаимодействуют между собой традиционное и нетрадиционное? Чаще всего традиционное (Русская Православная Церковь), обращаясь к подобным себе традиционным религиям (ислам, иудаизм)(4), отмежевывается от нетрадиционного, как совершенно чуждого и противостоящего ей элемента. В результате между традиционным и нетрадиционным происходят мучительные поиски диалога, которые затягиваются на долгие годы, зачастую не находят разрешения.

В Законе Российской Федерации о Свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 № 125-ФЗ (5) сказано, что "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом"(6). Однако, федеральный закон признает "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры"(7), что позволяет Русской Православной Церкви претендовать на исключительность своего положения.

Благодаря действующему ныне российскому законодательству, в стране могут сосуществовать как традиционные, так и нетрадиционные религии. В Федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорится: "В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 3, п.1)(8).

Будучи традиционными или нетрадиционными, религии, как правило, находят почву для диалога между собой. Но даже в рамках существующего законодательства порой мы сталкиваемся с фактами откровенной травли и ущемления прав, и прежде всего – представителей нетрадиционных религий. И чаще всего в этих случаях, в качестве нападающей стороны выступает само традиционное.

Чувствуя свое превосходство над нетрадиционным (многочисленность членов, многовековая история, близость к политической власти и возможность своего влияния в социальной и политической жизни), традиционное подчас не считает нужным считаться с немногочисленными группами иноверцев. Пренебрежительное отношение выражается прежде всего в оскорбительном наименовании верующих "сектантами"(9), в попытках прозелитизма по отношению к иноверцам, а порой – грубое навязывание своего мнения.

Против нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации выступают в многочисленных судебных процессах юристы Славянского правового центра (10). Пресс-релизы, размещенные на официальном сайте Славянского правового центра (11), свидетельствуют о внеконфессиональном подходе в решении правовых вопросов. В своем интервью рассылке "Современное религиоведение" (12) Татьяна Томаева, начальник информационно-издательского отдела Славянского правового центра и ответственный редактор журнала "Религия и право", говорит о том, что в центр за юридическими консультациями обращаются не только православные, католики, старообрядцы, буддисты, представители других вероисповеданий, но и представители атеистических объединений. "В большинстве своем за помощью обращаются - и получают ее - представители неправославных христианских конфессий, но, вероятно, лишь потому, что именно они испытывают в своей деятельности больше всего проблем и готовы решать их правовыми средствами"(13).

Различные социологические опросы, проводимые научными организациями с одной стороны, и средствами массовой информации - с другой, показывают, что "традиционное" поддерживается не всем российским обществом (14). Традиция, по мнению многих россиян, не должна стать насилием. Она должна быть выбрана добровольно, в противном случае она ляжет на плечи новым бременем.

Оставим за границами нашего исследования вопрос о том, какая религия в большей степени традиционна для России. Как и любое многонациональное государство, Россия претендует на пеструю канву традиционных верований. Славянский народ своими корнями уходит в язычество, в Сибири традиционным считают шаманизм, в Калмыкии с некоторых пор на роль традиционного претендует буддизм, а Башкирия и Татарстан традиционно - мусульманские области. В любом случае, мы должны учитывать фактор полинациональности России и, исходя их этого фактора, строить наши межрелигиозные отношения. При этом нетрадиционное должно иметь те же права, что и традиционное.

Если нетрадиционное преуспевает в проповеди - это не повод кидать в него камнями. Это лишь повод для того, чтобы обратить взор на себя и понять, почему люди ищут правды в ином, порой избегая традиционного, перед которым благоговели их деды и прадеды.

Примечания:

1. На 1991 г. в СССР насчитывалось приблизительно 61,56 млн. православных христиан (22,8% населения страны). Во второй половине 90-х гг. число православных верующих достигло около 50-60 млн. человек (приблизительно 30-40 % населения России). -История религий России, с. 582.
2. Здесь было бы уместнее употребить формулировку "этническими православными".
3. Идея монархического государства до сих пор живет в умах многих россиян. Подтверждением этому могут служить многочисленные монархические религиозно-политические организации, существующие на сегодняшний день в России.
4. Однако следует заметить, что сосуществование ислама и православия в России, также как и иудаизма и православия, не всегда было мирным.
5. В ред. ФЗ от 26 марта 2000 года № 45-ФЗ.
6. Федеральный Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Ст. 4, п. 1. Цит. по: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. С. 49.
7. Цит. по указ. сб. С. 47.
8. Цит. по указ. сб. С. 48.
9. Причем часто под эту марку попадают и члены таких христианских конфессий, как католики и протестанты.
10. Славянский правовой центр - основан в 1993 г. Занимается оказанием юридической помощи и ведением судебных дел, связанных с защитой прав граждан и организаций на свободу совести и вероисповедания.
11. Адрес официального сайта Славянского правового центра в Интернете - http://www.rlinfo.ru/
12. http://subscribe.ru/catalog/science.humanity.religstudies
13. "Современное религиоведение", выпуск 19 от 27.01.2003 - http://www.upelsinka.com/Interview/tat.htm
14. Но нельзя забывать о том, что облик современной России составляют не только верующие разных религий, но и атеисты.
* Сведения о количестве религиозных организаций приведены по изданиям: История религий в России, А. Щипков. Во что верит Россия?, Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания.
** Данные приведены на 1 января указанного года.

Приложение:

Таблица 1 (*)

Год(**)

Общее число зарегистрированных религиозных организаций в России

Из них

Русская Православная Церковь

Прочие православные

1985

12 438

6806

1988

13 583

7 549

1990

16 990

10 380

1997

14 688

8 002

181

2000

17 427

9 236

251

2001

20 215

10 912

209


Литература:

1. История религий в России: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М., Изд-во РАГС, 2001.

2. Александр Щипков. Во что верит Россия: Курс лекций. - СПб, Изд-во РХГИ, 1998.

3. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика/Сост. к.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. - М.: Юриспруденция, 2001.

4. С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

5. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М., Аспект-Пресс, 1996.

6. Политические партии России: История и современность. - М., "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000.

Опубликовано: "Религия и право", № 2 (30), 2003, с. 7-8.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: