Упельсинкина страница
Классики религиоведения
Мирча Элиаде

Мирча Элиаде
(9 марта 1907- 22 апреля 1986)

Родился в Бухаресте, Румыния. Окончил Бухарестский университет (факультет филологии и философии) и получил степень лиценциата философии (1928). Осенью того же года отправился на пароходе в Индию. В Калькутте посещал лекции Сурендраната Дасгупты, изучал санскрит. Четыре месяца жил в Ришикеше, в гималайском монастыре. Его “гуру” - знаменитый Свами Шивананда. В 1931 вернулся в Бухарест. Проходил воинскую службу: сначала в противовоздушном полку, затем служил в бюро переводчиков при штабе (1932). В 1933-м  защитил диссертацию по философии и был принят ассистентом на кафедру логики и метафизики Бухарестского университета. В Париже отдельным изданием вышла его докторская диссертация “Йога. Эссе об истоках индийской мистики” (1936) . В июле 1938 г. Элиаде попал в волну правительственных репрессий против легионеров, хотя в “Железной гвардии” не состоял, и отбыл четыре месяца в лагере для политзаключенных.  Занимал пост атташе по культуре при посольстве Румынии в Лондоне (1940), а затем должность атташе по культуре в Лисабоне (1941). Переехал в Париж (1945), где по приглашению Ж. Дюмезиля читал курс лекций в Школе высших штудий. Был избран членом Азиатского общества в Париже. В 1948  был приглашен читать лекции в Сорбонне. Возглавлял кафедру истории религий Чикагского университета (1957), а также занимал должность профессора в Комитете общественной мысли. С 1959 года Элиаде два триместра читал лекции и вел семинары, последний триместр работал с аспирантами, лето проводил в Европе. Был избран членом Американской академии искусств и наук (1966). В том же году стал Доктором honoris causa Йейльского университета. В 1970 г. - Доктор honoris causa Лойольского университета (Чикаго). Член-корреспондент Британской академии.  Был членом-корреспондентом Австрийской академии наук, членом Бельгийской королевской академии (1972). В 1976 г. - Доктор honoris causa Сорбонны. Лионский университет им. Жана Мулена выдвинул Элиаде на Нобелевскую премию (1980).  Получил международную премию Данте Алигьери в Италии;  (1984); был награжден Орденом Почетного Легиона (1984). В 1985 г. - Доктор honoris causa  Вашингтонского университета. Чикагский университет присвоил имя Мирчи Элиаде кафедре истории религий (1985). Умер в Чикаго.

Библиография работ:

1921 - Дебют в “Газете народного знания” статья “Враг шелковичного червя”. Первая премия за рассказ “Как я нашел философский камень” на конкурсе среди лицеистов.
1922-1923 - Элиаде пишет первое крупное произведение, которое увидит свет 64 года спустя, - “Роман о близоруком подростке”. К этому времени у него опубликовано уже около полусотни статей и литературных очерков.

1930 - Первые публикации по философии индийских религий в Бухаресте и Риме. Литературный дебют на родине: роман “Изабель и воды дьявола”.

1932 - Первый сборник эссе “Монологи”.

1933 - Роман “Майтрейи” получает первую премию на конкурсе рукописей.

1934 - Романы “Возвращение из рая” и “Гаснущий свет”; сборники эссе “Океанография” и “Индия”.

1935 - Романы “Строительство” и “Хулиганы”; первая часть монографии по восточным наукам

“Азиатская алхимия”.

1936 - В Париже отдельным изданием выходит его докторская диссертация “Йога. Эссе об истоках индийской мистики”. Роман “Девица Кристина” вызывает скандал в прессе.

1937 - Вторая часть монографии по восточной науке “Вавилонская космология и алхимия”. Во французский период его жизни обе части этой монографии, дополненные и исправленные, сольются в работу “Кузнецы и алхимики”. Роман “Змей”.

1938 -   Роман “Свадьба на небесах”.

1939 - В Париже выходит первый номер затеянного им журнала по истории религий “Залмоксис”. Сборник эссе “Фрагментариум” (Бухарест). Новеллы “Загадка доктора Хонигбергера” и “Серампорские ночи” (Бухарест).

1941 -  Эссе “Миф о воссоединении” (Бухарест) - основа будущей французской работы “Мефистофель и андрогин”.

1943 - “Комментарии к легенде о мастере Маноле” и эссе “Остров Евтанасия” (Бухарест).

1948 - “Техники йоги” (“ Галлимар”).

1949 - Издательство “Пайо” публикует “Трактат по истории религий” (“Traite d'histoire des religions”), который в английском варианте озаглавлен “Patterns in comparative religion” (1958). “Миф о вечном возвращении” (“Галлимар”).

1951. “Шаманизм и архаические техники экстаза” (“Пайо”).

1952. “Образы и символы” (“Галлимар”).

1954. “Йога. Бессмертие и свобода” (“Пайо”).

1955. Французский перевод двухтомного романа “Купальская ночь” (“Noaptea de Sаnziene”) выходит в “Галлимаре” под названием “Заповедный лес” (“Forеt interdite”).  Пишет главу “Устные литературы” для “Энциклопедии Плеяды”.

1956. Эссе “Кузнецы и алхимики” (“Фламмарион”).  Первая поездка в США. Проводит “Хаскеллские чтения”; их материалы публикуются под названием “Рождение и повторное рождение” (“Birth and Rebirth”, 1958); французское издание -  “Мистические рождения” (“Naissances mystiques”, 1959); второе английское издание “Обряды и символы инициации” (“Rites and Symbols of Initiation”, 1965).

1957 - Пишет для “Rowohlt Deutsche Enzyklopadie” эссе “Священное и мирское” (“Das Heilige und das Profane”), которое будет переведено на английский в 1959 г., но в научный обиход войдет лишь во французском варианте: “Le Sacre et le Profane” (“Галлимар”, 1965). Эссе “Мифы, сновидения и мистерии” (“Галлимар”).

1959 - “Миф о вечном возвращении” переиздан в Нью-Йорке с новым предисловием автора под названием “Космос и история”.

1960 - Начало работы над мемуарами.

1960 -1972. Вместе с Эрнстом Юнгером выпускает в Штутгарте ежегодный альманах мифологических исследований “Антайос”.

1961 - 1986. Руководит изданием энциклопедии “История религий” в 16-ти томах (вместе с Дж. Китагавой и Ч. Лонгом).

1962 - “Патанджали и йога” (издательство “Сёй”). Эссе “Мефистофель и андрогин” (“Галлимар”), которое будет издано на английском в Нью-Йорке в 1965 г. и переиздано в 1969 г. в Лондоне под заголовком “The Two and the One”).

1963 - “Аспекты мифа” - сжатое изложение “Трактата по истории религий” (“Галлимар”). Английские версии “Кузнецов и алхимиков” под заголовком “The Forge and the Crucible” (Лондон - Нью-Йорк) и “Аспектов мифа” - “Myth and Reality” (Нью-Йорк). В Мадриде эмигрантское издательство “Дестин” публикует на румынском сборник повестей и рассказов. Начат второй том мемуаров, которые Элиаде считает в то время своим главным делом.

1964 - Сотрудничество с “Энциклопедией мирового искусства” (Нью-Йорк).

1966 -  В Мадриде публикуется на румынском языке первый том его воспоминаний: “Amintiri. I. Mansarda”.

1967 - Хрестоматия древних текстов “От первобытных до дзен-буддизма” (“From Primitives to Zen”, Лондон - Нью-Йорк); переизданная в 1974 г. в четырех томах: I.“Gods, Goddesses and Myths of Creation”; II.“Man and the Sacred”; III.“Death, Afterlife and Eschatology”; IV.“From Medicine Man to Muhammad”. В Париже печатается по-румынски повесть “На улице Мынтуляса”.

1969 -  Чикагский университет выпускает том посвященных Элиаде исследований “Мифы и символы”. Впервые после войны в Румынии выходят два тома его беллетристики. Книга “Поиски. История и смысл в религии” (“The Quest. History and Meaning in Religion”, Чикаго - Лондон), переизданная в 1971 г. под названием “Ностальгия по истокам” (“La Nostalgie des origines”, “Галлимар”).

1970 -  Монография “От Залмоксиса до Чингисхана” (“Пайо”) по гето-дакийским мифам и балканскому фольклору.

1971 - В Париже издается на румынском языке роман “Купальская ночь”.

1972 - Исследование “Австралийские религии” (Париж).

1973 -1976. За три года в Японии выходит 13-томное собрание сочинений Мирчи Элиаде.

1976 -     Сборник эссе “Оккультизм, колдовство и мода в культуре” (Чикаго - Лондон). Первый том монументальной “Истории религиозных идей” (“Пайо”).

1977 - В Париже публикуется на румынском сборник повестей и рассказов “При дворе Диониса”.

1978 - Второй том “Истории религиозных идей”. В издательстве “Эрн” выходит французский перевод “Змея” - “Andronic et le Serpent”.

1980 - В “Галлимаре” выходит первая часть мемуаров: “Memoires, I (1907 - 1937). Les promesses de l'equinoxe”. В Нью-Йорке выходит аннотированная библиография сочинений Элиаде: Douglas Allen and

Dennis Doeing. “Mircea Eliade. An Annotated Bibliography”. В Париже по-румынски публикуется фантастическая повесть “Без юности юность”.

1981 - Английская версия первой части мемуаров под заголовком “Autobiography”, Нью-Йорк. “Без юности юность” выходит под заголовком “Le temps d'un centenaire” (“Галлимар”).

1982 -  В США выходит юбилейный том в его честь: “Воображение и смысл” (“Imagination and Meaning”). В разных странах проходят посвященные ему симпозиумы, коллоквиумы.

1983 - Третий том “Истории религиозных идей” (“Пайо”).

1984 - В ФРГ начинается издание полного собрания сочинений Элиаде.

1986 - Февраль. В “Галлимаре” выходит последний прижизненный том его эссе “Briser le toit de la maison. La creativite et ses symboles”.

1987 - В Италии выходит сборник “Мирча Элиаде и Италия”, где, кроме исследований о нем, опубликована переписка Элиаде с видными итальянскими, французскими и румынскими учеными. В Нью-Йорке выходит 16-томная “Энциклопедия религий”, которую Элиаде успел полностью отредактировать, снабдить предисловием, датированным мартом 1986, и для которой написал ряд статей. В Бухаресте печатают, по рукописи, “Роман о близоруком подростке” и второй том “Воспоминаний”.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: