Упельсинкина страница
Классики религиоведения
Р. Р. Маретт

Формула табу-мана как минимум определения религии
(фрагменты)

Цель статьи. Эта статья представляет собой нечто большее, чем краткое изложение доклада, сделанного недавно на Третьем Международном Конгрессе по истории религий в Оксфорде. Доклад, в свою очередь, содержал в себе систематический пересмотр позиций, изложенных в трех опубликованных мною работах: "Преанимистическая религия" - Фольклор, Июнь 1900; "От заклинания к молитве" - Фольклор, Июнь 1904; "Является ли табу негативной магией?" - Антропологические этюды под редакцией Эдуарда Бернетта Тайлора, Оксфорд, 1907. Вес эти работы были включены в мою книгу "Начало религии" - Лондон, 1909. Пересмотр моих позиций был обусловлен главным образом двумя причинами: 1) неудовлетворенностью теорией Тайлора, согласно которой анимизм (в тайлоровской трактовке этого термина) является "минимумом определения религии", 2) неудовлетворенностью теорией Фрэзера, которая утверждает точки зрения их происхождения.

В своих рассуждениях я использовал иллюстративный материал, заимствованный почти исключительно из двух работ, а именно, из книги Р. Кодрингтона "Меланезийцы" - Оксфорд, 1891 и из Маори-Полинезийского сравнительного словаря Э. Трегера - Веллингтон, Новая Зеландия, 1891. Однако мои выводы относятся не только к тихоокеанскому региону, они имеют значение для всего так называемого "первобытного" мира. Я выделяю стадию "дикой", "примитивной" или, как я предпочитаю называть ее, "рудиментарной" религии, а для описания феноменов этой стадии я использую категории табу и мана, которые играют важную роль при создании самых разнообразных классификаций. К сожалению, в настоящей статье невозможно индуктивно обосновать, что идеи аналогичные табу и мана, имеют широкое распространение во всем мире. Это придется принять без доказательств; и все же мне бы хотелось отметить, что я имею в своем распоряжении достаточно свидетельств, оправдывающих меня, когда я делаю предварительное обобщение подобного рода. Я продолжу рассмотрение интересующего меня предмета под двумя рубриками:

А. Табу и Мана как соответственно негативный и позитивный модусы сверхъестественного <...>
В. Формула табу - мана в ее отношении к анимистической теории Тайлора <...>

Заключительные замечания с генетической точки зрения. - В предпринятом исследовании предметом поиска были классификационные категории, которые приложимы к рудиментарной религии в целом. Предмет, как и предполагалось, трактовался в его соотнесении с одним уровнем человеческого опыта, более того, он трактовался классификационным образом, т.е. путем систематизации материала в рамках обзорных рубрик. На данном этапе сравнительного религиоведения было бы неразумным требовать чего-то большего. В конце концов, когда мы будет располагать лучшим материалом, и когда компетентные мыслители будут уделять больше внимания этой области знания, тогда у нас появится надежда рассмотреть историю религии с генетической точки зрения. Позвольте заметить, что это нелегкое дело, поскольку должна быть прослежена не только центральная или "ортогенетическая" линия человеческой эволюции, но одновременно должен быть произведен полный учет огромного множества боковых ветвей. Мана вынуждена будет освободить дорогу какой-либо специализированной форме анимистической концепции. Ключ для религиозной революции, несомненно, следует искать в эволюции социальной. Например, если в Австралии общество страдает от недостатка людей с ярко выраженной индивидуальностью, то скорее всего сверхъестественное будет постигаться в относительно безличных формах (хотя Австралия предоставляет нам любопытные исключения и этого общего правила). Действие того же самого закона хорошо прослеживается в тихоокеанском регионе, который считается родиной табу и мана. Так, на Новых Гебридах, где наблюдается отсталость культуры, превалирующий анимистической концепцией является представление о "духе" (вуи), который зачастую не имеет имени и почти всегда обладает слабо выраженной индивидуальностью. С другой стороны, на Соломоновых островах, где наблюдается более развитая культура, религиозный интерес концентрируется на "призраке силы" (тиндало мана), который обычно является душой одного из оставивших о себе память людей. Здесь в ходе социальной эволюции героической личности получил развитие культ героев, который способствовал возникновению полидемонизма, имеющего сходство с "первобытной демократией". Вот и все, что пока можно сказать о генетическом рассмотрении рудиментарной религии. Если же мы позволим себе бросить мимолетный взгляд на то, что я называю "сложной" религией, мы обнаружим, что анимизм не достиг успеха в преодолении безличной концепции сверхъестественного, не достиг успеха в этом деле и антропоморфический теизм. В результате "аниматизм" получил гораздо большее распространение, чем тайлоровский анимизм. Буддизм представляет собой выдающийся пример сложной религии, которая возвеличивает безличное. Важно также, что такие религиозные мыслители, как Платон, несмотря на огромный интерес к "душе" и к субъективности в целом, все же колебались между личной и безличной трактовкой идеи божественного. Таким образом, двусмысленность, заключенная в понятии мана, сохраняется в той или иной степени на протяжении всей истории религии. Между тем все религии, рудиментарные или сложные, могут присоединиться к словам псалмопевца "Сила принадлежит Богу".

Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). C. 99-108.  

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: