Упельсинкина страница
Классики религиоведения

Г. Спенсер

Принципы социологии
(фрагмент)

Глава ХХ. Поклонение предкам вообще

146. Из всех частей света, и притом очевидцами, принадлежащими к различным национальностям, и различным вероисповеданиям, доставляются нам факты, свидетельствующие о существовании таких человеческих сообществ, которые или вовсе лишены каких бы то ни было идей о сверхъестественных существах, или у которых такие идеи отличаются крайней смутностью. "Когда отец Юниперо Серра основал в 1776 г. миссию в Долоресе, берега залива Сан-Франциско были густо населены ауоштиями, оулонами, алтамосами, романонами, туолосами и другими племенами. Почтенный отец нашел поле совершенно необработанным, так как в словарях этих людей не оказалось ни одного слова для обозначения бога, ангела или дьявола, кроме того они не имели никакого учения о происхождении мира и о человеческой судьбе". Это свидетельство, приводимое Банкрофтом о калифорнийских индейцах, вполне согласуется со свидетельствами старинных испанских писателей, относящимися к некоторым южно-американским народам. Гарсилассо говорит, что "чиригуанасы и туземцы мыса Пасау... не имели никакого влечения к поклонению кому бы то ни было наверху или внизу ни из корыстных побуждений, ни из страха"; Бальбоа упоминает о племенах, виденных инкою Юпанкви и не имевших никакой религии, а Авенданьо утверждает, что в его время у аншисов не было никакого богослужения. Многие подобные примеры приведены у сэра Джона Леббока; немало примеров этого рода можно найти также и в "Первобытной культуре" Тайлора. Но я согласен с Тайлором, что из всех этих свидетельств можно обыкновенно заключить о существовании у этих народов некоторого, хотя бы колеблющегося и противоречивого, понятия об оживающем другом я. Там, где это понятие не приняло еще формы определенного верования, истинный смысл его, хотя бы лишь в самых существенных чертах, все-таки обнаруживается из погребальных обрядов и из боязни умерших.

Оставляя в стороне нерешенным вопрос о том, существуют ли такие люди, у которых сновидения не порождали бы понятие о двойнике, и другого, вытекающего из первого, понятия, что со смертью этот блуждающий двойник покидает тело, - мы можем однако утверждать как установленный факт, что первое представление о сверхъестественном существе, к которому мы приходим, спускаясь вглубь истории первобытного человечества, есть представление о тени усопшего. Это представление существует даже там, де нет еще другой идеи этого порядка; и оно же существует там, где уже есть многочисленные другие идеи этого порядка.

То обстоятельство, что вера в переживающего человека двойника возникает среди дикарей и затем постоянно воспроизводится у цивилизованных народов, представляет факт огромного значения. Все, что составляет общую черту для умственного строя людей на всех ступенях развития, должно корениться в мысли гораздо глубже, чем то, что является специфическим для умственного строя людей на более высоких ступенях; и если более поздний продукт мысли может быть достигнут видоизменением и разрастанием более раннего ее продукта, то следует заключить, мы скоро увидим, до какой степени те факты, которые нам предстоит теперь рассмотреть, оправдывает такое допущение.

Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 5-7.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: