Упельсинкина страница
Тексты

Гностическая хороводная песнь

Предлагаемый текст дошел в составе своеобразного гностического “романа”, известного под заглавием “Деяния апостола Иоанна”, или “Странствия апостола Иоанна”, и сохранившегося с большими пробелами. По-видимому, апокриф этот сложился к III в., как переработка материала II в.; место возникновения остается спорным.

Гимн вводится следующим образом: Иоанн в своей проповеди рассказывает о чудесах Христа, свидетелем которых он был, и в частности о сверхъестественных свойствах, которыми обладало Христово тело еще до его воскресения (мотивы ереси докетов, осужденной церковью); затем он переходит к описанию последнего вечера, проведенного Христом со своими учениками накануне казни (в ортодоксальной традиции – время “тайной вечери” и “моления о чаше”). Но здесь перед нами мистериальный круговой танец. Возможно, эта картина как-то связана с культовой практикой гностических сект. Иисус, стоящий в центре хоровода, сам сравнивает свою речь с музыкой флейты – инструмента, с древних времен употребительного в культе Диониса и других божеств экстатических “радений”. Правда, сам по себе образ священного хоровода был аллегорией, распространенной и в ортодоксальной христианской литературе той эпохи. Например, Климент Александрийский (II-III вв.) рисует христианское учение как новую, неслыханную музыку: “Слово небесное, этот певец, непобедимый в состязании, венчаемый победным венком в том театре, имя коему – мироздание. Это мой Эвном поет, но не на Терпандров или Капионов, не на фригийский, дорийский или лидийский лад, но вечный напев новой гармонии на Божий лад” (перечислены названия музыкальных ладов, употребительных в античной культуре).


Гностическая хороводная песнь

И собрал нас вместе Иисус, и сказал:
- Пока еще не предан Я в руки их, воспоем песнь Отцу и так пойдем навстречу тому, что ждет нас.

Затем велел Он нам стать в хоровод и держаться за руки; Сам же, стоя в средине, сказал:

- Отвечайте Мне “Аминь!”

После того начал Он воспевать песнь, глаголя:

- Слава Тебе, Отче!

Мы же, вращаясь по кругу, отвечали Ему:

- Аминь!

- Слава Тебе, Дух! Слава Тебе, Святый!

- Аминь!

- Хвалим Тебя, Отче,

благодарим Тебя, Свете,

в коем тьма не обитает!

- Аминь!

- При благодарении же нашем говорю так:

спастись желаю,

и спасти желаю (1)!

- Аминь!

- Искуплен быть желаю,

и искупить желаю!

- Аминь!

- Уязвиться желаю!

И уязвить желаю!

- Аминь!

- Рожден быть желаю,

и рождать желаю!

- Аминь!

- Вкушать желаю,

и предаться во снедь желаю (2)!

- Аминь!

- Внимать желаю,

и внят быть желаю!

- Аминь!

- Умозрим быть желаю,

всецело Ум будучи!

- Аминь!

- Омываем быть желаю,

и омывать желаю (3)!

- Аминь!

- Благодать пляшет (4)!

Играть на флейте желаю,

Ведите хоровод все вы!

- Аминь!

- Плач творить желаю,

причитайте все вы!

- Аминь!

- Единая Осьмерица (5) нам подпевает!

- Аминь!

- Двунадесятое Число (5) пляшет в вышних!

- Аминь!

- Всему сущему плясать должно!

- Аминь!

- Кто не пляшет,

свершающегося не разумеет!

- Аминь!

- Бежать желаю,

и остаться желаю!

- Аминь!

-Украшать желаю,

и украшен быть желаю!

- Аминь!

- Воссоединиться желаю,

и воссоединить желаю!

- Аминь!

- Дома не имею,

и домы имею!

- Аминь!

- Храма не имею,

и храмы имею!

- Аминь!

- Светильник Я для тебя,

о, взирающий на Меня!

- Аминь!

- Зерцало Я для тебя,

о, мыслящий Меня!

- Аминь!

- Дверь Я для тебя,

о, стучащийся!

- Аминь!

- Путь Я для тебя,

о, шествующий!

- Аминь!

- Внимая песни Моей,

восчувствуй, как Я глаголю в тебе!

- Аминь!

Примечания:

1. Христос, как он изображен в этом гимне, в отличие от ортодоксального образа, не только спаситель мира, всецело благой, светлый и чистый; он и сам нуждается в спасении, в просветлении, “воссоединении”, которые несет людям. Он не только субъект, но и объект акта спасения, и потому глаголы, описывающие этот акт, применены к нему не только в действительном, но и в страдательном залоге.
2. Ср. Иоан. 6, 54: “Вкушающий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную”.
3. Имеется в виду крещение.
4. Благодать (грач. “Харис”) мыслится как женское духовное существо – особый “эон”, составляющий с другим, мужским “эоном” супружескую чету – “сизигию”; это мотив, специфичный для гностиков.
5. Различные комбинации “эонов”, духовные множества различного объема. В системе гностика Птолемея (II в.) Осьмерица состоит из следующих пар: Праотец, или Бездна, и Благодать; Ум и Истина;  Слово и Жизнь; Человек и Церковь. От четвертой пары рождается еще 6 пар, образующих  Двунадесятое число”: Утешитель и Вера; Отчий и Надежда; Матерний и Любовь; Вечноум и Разумение; Церковный и Блаженство; Желанный и Премудрость.


От берегов Босфора до берегов Евфрата/ Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. Пер., предисл. и комм. С.С. Аверинцеваю – М.: МИРОС, 1994. Стр. 134-136, 311-312.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: