Упельсинкина страница
Тексты
Христианство

Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед

Сведения о жизни св. Макария не дошли до нас во всей целости. Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание.

Св. Макарий в своих посланиях говорит о том, что главное дело христианства, - освящение падшей души действием благодати Святого Духа. Это есть цель, к которой нужно стремиться. Вот как говорится об этом в предисловии к книге наставлений св. Макария Египетского:

Св. Макарий имеет дело с падшею душою, и научает ее, как из этого состояния тьмы, растления, мертвенности - выйти на свет, уврачеваться, ожить. Потому наставления его важны не для одних мироотречников (т.е. монашествующих - Уп.), но для всех вообще христиан: ибо в том и христианство, чтобы возрастать от падения. Затем и Господь приходил; и все спасительные Его учреждения в Церкви к тому же направлены" (8).

В приводимом ниже наставлении св. Макарий изображает, в каком состоянии находился первый человек (Адам - Уп.).

1. Светлое первобытное состояние

а) Последняя цель и верховное благо человека - в Богообщении. Бог благоволит почивать в нем, и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении.

1. Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разные твари; сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносные, всякие роды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его; однакоже не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступив в общение и в нем почивая. Видишь ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом? (45,5).

2. Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и успокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: /Егоже дом мы есмы/ (Евр. 3,6). (49.5)

3. Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: /сотворим по образу и подобию Нашему/ (Быт. 1, 26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения /окрест боящихся Его/ (Псал. 33, 8). (15, 20, 41).

4. Посему душа смышленая и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку (45, 5).

5. Как богатая девица. сговоренная замуж, какие бы ни получала подарки до брака, не успокаивается тем, пока не свершится брачный союз, так и душа ничем не успокаивается, пока не достигнет совершенного общения с Господом. Или: как младенец, когда голоден, ни во что вменяет и жемчуг и дорогие одежды, все же внимание обращает на питательные сосцы, чтобы вкусить молока; так рассуждай и о душе (т.е., что, все минуя, ищет она вкусить Бога, - и тогда только покойною становится 45, 7).

б) Имея такое назначение, человек был приспособлен к нему в самом сотворении. В творении он был поставлен у цели.

6. Душа - дело великое и чудное. При создании ее, такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока; напротив того, сотворил ее о образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа (46, 5).

7. Он вложил в нее разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, соделал ее удободвижною, легкокрылою, неутомимою, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслию служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом - создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщницею Его, чтоб и Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: /прилепляйся Господеви един дух есть с Господом (1 Кор. 6, 17). (46,6).

8. Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем - душе и теле - собирает и полагает небесное богатство Духа (49,4).

в) Вследствие сего первозданные были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.

9. До преступления они были облечены Божиею славою... Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю (12, 8).

10. В Адаме пребывало Слово и имел он в себе Духа Божия (12, 6).

11. Первоначально чистый ум, пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего, и Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественною славою (45, 1; 15, 23; 12, 6).

12. Само пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением (блаженства), и наследием, и учением. И совне пребывала на первозданных слава, так что они не видели наготы своей (12, 7. 10).

13. Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха, или от пороков, - был Божиим подобием (26, 1).

г) Но это обилие не имело ничего приневоливающего. Человек был свободен быть с Богом и благодатию или отделиться от них. Он отделился и пал, как пали и духи.

14. Все разумные сущности - разумею Ангелов, души и демонов - Создатель сотворил чистыми и весьма простыми. А что некоторые из них совратились во зло, это произошло с ними от самопроизвола: потому что по собственной своей воле уклонились они от достодолжного помысла (16, 1).

15. Видимые твари связаны каким-то неподвижным естеством: не могут они выйти из того состояния, в каком созданы, и не имеют воли. А ты создан по образу и подобию Божию. Как Бог свободен и творит, что хочет, так свободен и ты. По природе ты удобоизменчив (15, 20, 21).

16. Природа наша удобоприемлема и для добра и для зла, и для Божией благодати и для противоположной силы. Она не может быть приневолиеваема (15, 23).

17. Так и Адам по собственной своей воле преступил заповедь и послушал лукавого (12, 8).

18. Великое богатство и великое наследие было ему уготовано. Но как скоро возымел худые помыслы и мысли, - погиб он для Бога (12, 1).

 Св. Макарий Великий. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том 1. Джорданвилль,  1986. Извлечено и перепечатано: Монреаль, 1989. Издание Братства преп. Иова Почаевского. С. 7-12.   

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: