Упельсинкина страница
Тексты
Иудаизм

Зогар

Одна из великих книг в человеческой культуре, Зогар ("Сияние") имеет свою собственную драматическую судьбу. Это основной источник еврейской каббалы. Для иудаизма мистический подъем в конце средневековья оказался прологом к мистическому подъему XVI-XVIII веков, религиозное творчество испанских евреев несло в себе зародыш грядущего творчества евреев Палестины, Турции, Италии и Польши.

Душа
(Зогар 1, 83а-83б)

Раби Шимон шел по дороге, и были с ним раби Эльазар, его сын, и раби Аба, и раби Иегуда. Пока они шли, сказал раби Шимон:
- Удивляюсь я, что сыны земли не интересуются смыслом слов Торы и сутью своего бытия!
Открыл и сказал:
- Душа моя томится по Тебе в ночи, а дух мой в груди моей взыскует Тебя (1).
Этот стих уже объяснялся, да и мы занимались им. Однако приди, взгляни. Душа сына человеческого, когда восходит он на ложе свое, покидает его и возносится вверх. А если ты скажешь, что любая из них возносится, - не всякой доводится видеть лик Царя.
Но вот как. Душа возносится, и не остается от нее в теле ничего, кроме отпечатка отмеренной жизненности сердца. А душа уходит и хочет подняться. И плывет, возносясь от ступеней к ступеням, и встречается с искрящимися оболочками нечистоты. Если чиста она и не осквернилась днем, то возносится кверху. А если она нечиста, то еще больше оскверняется между ними и прилепляется к ним, и уже не поднимается выше. И там сообщают ей слова, и она покрывается знанием о делах ближайшего времени. А иногда насмехаются над ней и сообщают ей слова лживые. И так она блуждает всю ночь, до тех пор, пока не пробудится человек, и тогда возвращается назад. Счастливы праведники, которым открывает Святой, благословен Он, свои тайны в сновидении, предостерегая их от несчастий! Горе грешникам земли, оскверняющим себя и души свои!
Приди, взгляни. Когда тот, кто не осквернил себя, восходит к себе на ложе, душа его возносится и достигает вначале тех ступеней, но поднимается выше и не прилепляется к ним. И вновь продолжает путь, и плывет, и поднимается - в соответствии с призванием той души, которая удостоилась вознестись. Показывается она перед тем, Кто приемлет лики дней, и вышняя страсть, с которой предстала она, присоединяется к желанию видеть блаженство Царя и посетить чертог Его. И это такой человек, у которого есть постоянный удел в грядущим мире, и это такая душа, которая возносится, взыскуя лишь Святого, благословен Он. И не прилепляется к иным искрящимся обличьям, а идет за святым существом к тому месту, откуда она произошла. Поэтому написано:
Душа моя томится по тебе в ночи -
Следуя за Тобой и не соблазняясь иными чуждыми существами. Приди, взгляни. Душа моя - это душа, которая преобладает ночью, следуя к своей ступени. Дух же - днем. Как написано:
Душа моя томится по Тебе в ночи
это душа, господствующая ночью.
А дух мой в гряди моей взыскует Тебя -
это дух, господствующий днем. А если ты скажешь, что это две разделенные ступени, - не так это. Они - одна ступень, чета, слившаяся воедино. И нечто высшее властвует над ними и прилепляется к ним, и они прилепляются к нему, и оно называется Дыханием. И эти ступени вместе возносятся к тайне Мудрости. Ибо человек лишь тогда созерцает вышнюю Мудрость, когда вглядываются эти ступени, и Дыхание входит в них, а они прилепляются к нему. И если оно господствует, то человек этот называется святым, совершенным во всем, единым в порыве к Святому, благословен Он.
Душа - это пробуждение нижнего, и она опирается на тело и питает его, и тело удерживает ее, а она держится за тело. Потом, пробуждаясь, эта душа, удерживающая себя в теле, преобразуется и становится престолом, на котором почиет дух, как написано:
Пока не прольет на нас дух с высот (2).
Затем вместе они преобразуются, готовясь воспринять Дыхание, ибо этот дух становится престолом для почиющего на нем Дыхания. И это дыхание - самая высокая сокрытость, сбереженность всех сбереженностей. Следовательно, бывает престол для престола, а над ними - престол для высшего. И если ты будешь вглядываться в те ступени, то отыщешь в этом слове тайну Мудрости, и все это - мудрость, позволяющая приобщиться к высшим словам.
Приди, взгляни. Душа - это пробуждение нижнего, прилепившееся к телу. Подобно тому, как нижний черный огонь в пламени свечи прилеплен к фитилю и не отделяется от него, и лишь на нем восстает. И когда восстал он на фитиле, тогда он становится престолом для вышнего огня, белого, который находится над черным огнем. И потом, когда восстали они оба, становится белый огонь престолом для скрытого огня, неведомого и невидимого, который почиет на белом огне. И тогда это - полноценный огонь. Так и человек, достигая совершенства во всем, называется святым, как написано:
К святым тем, которые в земле и т.д. (3)
То же и в вышней тайне. Приди, взгляни. Когда Авраам вошел в землю, явился ему Святой, благословен Он, как сказано:
Господу, явившемуся ему...
(4) -
и там он воспринял душу и построил жертвенник для этой ступени. Потом,
идя и двигаясь к югу (5)
он воспринял дух. Потом до того, как он вознесся, чтобы сочетаться с Дыханием,
построил там жертвенник Господу (6) -
просто сказано, Это Дыхание, которое суть сокрытость всех сокрытостей. Потом он узнал, что следует переплавиться и увенчаться в ступенях, и немедленно
спустился Аврам в Египет (7) -
и спасся оттуда и не соблазнился теми искрящимися, и переплавился, и вернулся на свое место. Как только он, спустившись, переплавился, так сразу же
поднялся Аврам из Египта (8).
Именно поднялся и вернулся на свое место, и прилепился к высшей вере, как написано:
к югу.
С тех пор постиг Авраам вышнюю Мудрость и прилепился к Святому, благословен Он, и стал десницей мира. Тогда:
И Аврам тяжел очень имуществом, серебром и золотом (9).
Тяжел очень - со стороны востока. Имуществом - со стороны запада. Серебром - со стороны юга. Золотом - со стороны севера.
Подошли раби Эльазар и раби Аба и все Собратья и поцеловали ему руку. Заплакал раби Аба и сказал:
- Увы, увы! Когда ты покинешь мир, кто будет светить светом Торы? Блаженна участь Собратьев, которые слышат слова Торы из твоих уст.

Примечания:
1. Ишая, 29, 9.
2. Там же, 32, 15.
3. Тегилим, 16, 2
4. Берешит, 12, 7
5. Там же, 9.
6. Там же, 8.
7. Там же, 10.
8. Там же, 13, 1.
9. Там же, 2.

Жертва бедного

(Зогар 3, 8б-9а)

Если всесожжение жертва его, то из крупного скота (1).
Сказал раби Йосе:
- Какая разница: из крупного скота всесожжение, из мелкого скота (2) всесожжение, из птиц (3) всесожжение? Если это одно и то же, зачем различены они, ведь служат они для одной цели? Вот как: тот, кто в состоянии, приносит из крупного скота. Если не может, то из мелкого, а если не может, то из птиц. Как об этом написано:
А если бедняк он, и рука его не достигает (4).
Ибо Святой, благословен Он, не накладывает на человека бремя, которое тот не осилит.
Сказал раби Эльазар:
- Каков грех, таково и приношение. Богач, чье сердце временами коснеет, приносит быка, потому что сердце особо склоняет его ко греху пред Господином его. Человек средний приносит из мелкого скота, потому что не настолько он закоснел в желании согрешить. Бедняк, чье сердце не закоснело, а желания скромны во всем, приносит самое легкое из всего. И равнозначны их приношения, каждого из них, и Святой, благословен Он, воздает каждому мерой верною.
Раби Эльазар спросил у раби Шимона, отца своего, говоря:
- Вот мы учили, что за три греха приводит голод в мир. И это все такие грехи, которые обыкновенны у богатых, так как закоснели сердца их, и несвойственны бедным. В чем тогда смысл наказания этого, если Святой, благословен Он, губит бедняков и сохраняет жизнь богатым, которые вновь будут грешить пред Ним?
Сказал ему:
- Прекрасный вопрос ты задал. И так ответили на него Собратья и сказали: "Когда хочет Святой, благословен Он, взыскать с грешников и истребить их из вселенной, посылает Он им благополучие и дает им достаток во всем".
Но приди, взгляни. Нет среди сынов земли более приближенных к высшему Царю, чем те сосуды, которыми служат Ему. И кто они?
Сердце сокрушенное и смиренное (5),
И смиренный и кроткий дух... (6) -
вот они, сосуды Царя. И когда случается беда в мире, и голод и наказание обрушиваются на бедных, тогда плачут они и жалуются Царю, а Святой, благословен Он, всех им ближе. Об этом сказано:
Ибо не пренебрег и не погнушался нуждой бедного (7).
И тогда Святой, благословен Он, вспоминает то, что привело голод в мир. Горе тем грешникам, которые вызвали это! Когда голос бедных призывает Царя взглянуть на мир, — Милостивый, сохрани пае от них и от их скорбей! — тогда написано:
Услышать услышу вопль его (8).
Услышать услышу — дважды: один раз, чтобы внять их голосу, второй — чтобы взыскать с тех, кто послужил тому причиной. Об этом сказано:
И услышу, ибо милостив Я (9),
И разгорится гнев Мой и т. д.(10).
И поэтому в то время, когда бывает голод во вселенной, горе грешным богачам от стенания бедняков перед Святым, благословен Он.
Приди, взгляни. Жертва бедняка самая легкая из всех, потому что сердце его сокрушается. И хотя посещают его греховные мысли, но не задерживаются в нем, ибо достаточно ему забот о себе и о чадах дома своего . И поэтому каждое приношение любого из них одинаково значительно для священника.

Примечания:
1. Ваикра, 1, 3.
2. Там же, 10.
3. Там же, 14.
4. Там же, 14, 21.
5. Тегилим, 51, 19.
6. Ишая, 57, 15.
7. Тегилим, 22, 25.
8. Шемот, 22, 22.
9. Там же, 26.
10. Там же, 23.

Раби Шимон. Фрагменты из трактата "Зогар": Пер. с арамейск. сост., статьи, примеч. и коммент., кабб. коммент. М.А. Кравцова. - М.: Гнозис, 1994. С. 79-82.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: