Упельсинкина страница
Тексты
Угаритская мифология

(по книге С.Г. Хука "Мифология Ближнего Востока")

Ханаан населен исключительно народами, говорящими на семитских языках (1). До первой четверти нашего столетия мало что было известно о мифологии Ханаана, если не считать отрывков традиции, сохранившихся в сочинениях позднеримских историков, таких, как Филон из Библа. Но находка сейчас уже хорошо известных табличек Рас Шамры, обнаруженных в 1928 году на севере Сирии на месте древнего города Угарита, упоминаемого в египетских, вавилонских и хеттских текстах, пролила свет на ранее неведомую область. Среди многочисленных табличек, обнаруженных в Рас Шамре, или Угарите, была обнаружена группа текстов, написанных клинописью, неизвестной специалистам.

Небольшое число употреблявшихся в этих текстах знаков указывало на то, что письмо было алфавитным, и очень скоро это предположение подтвердилось. Оказалось, что эти таблицы написаны при помощи алфавита, состоящего из двадцати восьми букв, на неизвестном языке. Было выявлено, что этот язык, ныне именуемый угаритским, принадлежит к семитской группе и близок арабскому, арамейскому и древнееврейскому. Некоторые упоминания в табличках дают возможность датировать их XIV веком до нашей эры, но нет сомнения в том, что содержащиеся в них ханаанейские мифы и легенды возникли значительно раньше. Многие таблички сломаны, текст часто неясен и содержит множество темных мест и потому требует особой тщательности при интерпретации. Тем не менее основные контуры мифов в достаточной мере выявлены, что делает возможным их довольно надежное описание.

Содержащиеся в этих табличках ханаанейские мифы и легенды делятся на три группы. Первая, самая большая группа повествует о приключениях и деяниях Бога Баала (2) и его взаимоотношениях с другими членами ханаанейского пантеона. Следует отметить, что имена многих из этих богов и богинь знакомы нам по Ветхому Завету, а фрагменты угаритской мифологии можно обнаружить в древнееврейской поэзии. Вторая группа состоит из Эпоса о Керете, царе Хубура. Возможно, поэма эта имеет историческую основу, подобно Эпосу о Гильгамеше. Третья группа состоит из сказаний и легенд об Акхате, сыне Данэля, другого легендарного ханаанейского царя.

Примечания:
1. В Ханаанне, т.е. Палестине и Финикии, говорили также на хурритскком, лувийском (позднехеттском) и филистимском языках. От последнего и происходит название Палестина.

2. Даваемые здесь и ниже транскрипции имен ханаанейских героев и богов в той или иной степени условны, так как угаритская письменность не передавала гласных звуков.

Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. Пер. с англ. А.С. Рапопорт. Отв. ред. В.А. Якобсон.
- М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991. С. 67-68. 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: