Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Причины падения национальной экономики, или по ком звонит колокол

Международные Рождественские чтения, приобретающие все больший размах в России, уже известны своей недвусмысленной позицией по отношению к религиоведению. Так, выступая на Восьмых Рождественских чтениях (январь, 2000), патриарх Алексий II заявил: "Надо пытаться на уровне Министерства образования вводить в учебные государственные учреждения курс теологии или основ православной культуры. Мы категорически против предмета "религиоведение", потому что этот предмет чаще всего преподают бывшие преподаватели научного атеизма, и происходит размывание основы Православия. Чаще всего в предмете "религиоведение" даются знания "обо всем понемножку" и нет возможности дать курс православной культуры, православного вероучения" ("Русь державная". № 2 (69). 2000. С. 2. Цит. по: "Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. - М., "Рудомино", 2002. С. 53)

По всей видимости, попыток "на уровне Министерства" оказалось недостаточно, и участники Рождественских чтений предприняли еще одну - на уровне Президента Российской Федерации. Иначе как объяснить очередное Обращение Русской Православной Церкви, опубликованное сегодня "Службой коммуникации ОВЦС МП" ?

По большому счету, настоящее Обращение - это старая песня на старый лад. И слова этой песни - об исключительности того места, которое занимает Русская Православная Церковь в жизни народа и государства.

Оставим правовое решение вопроса введения "изучения Православной традиции" специалистам в области религии и права. Остановимся лишь на тех аргументах, которые изо дня в день приводят иерархи Русской Православной Церкви в защиту своей позиции.

Заявления о "преобладающем большинстве населения России", которое "признает себя православным" - голословны. Обратимся к данным, приведенным в статье зав. кафедрой новой и новейшей истории Башкирского государственного университета А.Б. Юнусовой "Задачи преподавания религиоведения в многонациональном регионе":

"Где же тот моноконфессиональный регион, в котором возможно преподавание "традиционно-религиозной" теологии? - спрашивает автор статьи и констатирует - В Приволжском округе такой не нашелся". Далее автор выходит за рамки Приволжского федерального округа и обнаруживает там полиэтническую и поликонфессиональную картину, приводя следующие статистические данные:

"Карелия: русские - 73,6%; карелы - 10%; белорусы - 7%; украинцы - 3,6%; финны - 2,3%; вепсы - 0,8%. Условно всех можно объединить под знаком христианства, однако какого? Православного толка? Между тем, финны в большинстве своем - лютеране, карелы сохраняют пристрастия к древним богам, белорусы и украинцы относятся как к католическим, так и православным приходам.

Саха (Якутия): численность населения Республики Саха (Якутия) составляет около 1 млн. человек, здесь проживают представители более 120 национальностей. Коренное население - саха (по переписи населения 1989 года - 382 тысяч человек). Традиционные верования коренного населения - шаманизм. Обращение значительной части местного населения в христианство не исключает сохранения древних верований.

Курганская область: русские, татары, казахи, удмурты, коми, немцы и пр. верующие объединены в общины 28 конфессий, среди которых РПЦ, Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ), РПЦ за границей, Древлеправославная поморская, Истинно Православная, Бахаи, мусульмане, ЕХБ, Новоапостольская, мормоны, муниты и пр." (А.Б. Юнусова. "Задачи преподавания религиоведения в многонациональном регионе". Цит. по: "Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. - М., "Рудомино", 2002. С. 86-87).

Да и сама Москва не отличается моноэтничным и моноконфессиональным составом: "По данной старой еще переписи 1989 г. здесь проживают представители более 120 национальностей, среди которых русские составляют 89%, 22 национальности образуют мусульманский социум - татары, башкиры, азербайджанцы, таджики, узбеки, туркмены, чеченцы, казахи и т.д. - они составляют вместе до 10% населения столицы". (А.Б. Юнусова. "Задачи преподавания религиоведения в многонациональном регионе". Цит. по: "Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. - М., "Рудомино", 2002. С. 86-87).

Российская школа в целом действительно продолжает оставаться атеистической, однако потребность религиозного просвещения не означает потребности введения предмета "Основы православной культуры" (а попросту - Закона Божия) в школы, где обучаются учащиеся разных национальностей - будь то Москва, или Приволжский федеральный округ...

Потрясая святынями русской литературы (Пушкин, Достоевский, Толстой), как когда-то делали это и большевики, высокопоставленные иерархи Русской Православной Церкви забывают о том, что великий писатель "Войны и мира" не разделял позиции "традиционного" Православия, за что и был отлучен от Церкви.

Никто и не думает отрицать ту культурнотранслирующую функцию, которую несет на себе любая религия, в т.ч. христианство. Для России Православная культура в действительности "оказывала огромное воздействие на развитие всех сфер жизни Российского государства." И живы архивы, которые свидетельствуют об этом воздействии...

Экономическое развитие России - дело государственной важности. Однако среди тех, кто стремится помочь ей выйти из кризиса, мы видим представителей различных религиозных течений - иудеев, мусульман, католиков, протестантов...

Долг "перед Богом, Отечеством и народом" - это, прежде всего, наша совесть. Подобные "Обращения" свидетельствуют, увы, не о пастырской заботе, а о политической ангажированности церковной иерархии, о ее стремлении обрести власть над нашими душами. Интимный акт обращения в веру становится первоочередной политической задачей, от решения которой зависит наша свобода.

10 февраля 2003 г.

[Опубликовано в рассылке Современное религиоведение, Выпуск 22 (11 февраля 2003 г.)]

Ссылки по теме:
1. Обращение Русской Православной Церкви -
"Служба коммуникации ОВЦС МП"
2. Портал Религия и СМИ

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: