Упельсинкина страница
Религии

Анты

(По работе В.В. Седова "Анты")

История праславянского населения, некогда жившего на территории нашей страны и пограничных с ней областей, естественно, не может не интересовать современного человека, так как историческая память - одна из составляющих всякой культуры. Некоторые племенные ветви этого населения впоследствии образовали целые народы, и ныне здравствующие, другие исчезли, оставив после себя загадочные имена, спрятанную в земле домашнюю утварь и могильники, - всегда достоверное свидетельство прошлого. К числу таких племенных ветвей относятся и анты.

Письменные свидетельства об антах немногословны и почти все они не ранее VI в. Историк Иордан в середине VI в., основываясь на данных недошедшего до нас сочинения Кассиодора, писавшего в конце V -начале VI в., рассказывает о многих исторических событиях, в которых принимали участие анты. Так, например, вскоре после вторжения гуннов в Европу в 376 г. готский король Винитарий двинул войско в пределы антов. В первом сражении он был ими побежден, но затем одолел, а вождя их Божа с сыновьями и
семьюдесятью старейшинами распял. Во времена императора Юстина (518-527) анты, перейдя Дунай, вторгаются в пределы Византийской империи. В первой половине VI в. через низовья Дуная они постоянно совершали набеги на Балканы. Византийские императоры Юстин и Юстиниан в ознаменование своих побед над этими племенами присоединили к своим титулам почетное имя "Антские". В то же время анты служили наемниками в византийском войске. В 545 г. император Юстиниан предложил им поселиться в Дакии и защищать границы византийского государства от набегов тюркских племен. Агафий Схоластик, написавший историю царствования Юстиниана, рассказывает об анте Добрагасте, бывшем в императорской армии военачальником - таксиархом.

Прокопий Кесарийский в книге "О войнах Юстиниана" сообщает, что анты, как и славяне, не управляются одним человеком, а издревле живут в "народоправстве". Они считают бога Перуна - творца молний - владыкой всего сущего, приносят ему в жертву быков и совершают в его честь священные обряды. Анты характеризуются сравнительно высоким ростом и огромной силой. В бой они ходят со щитами и копьями, а панцирей обычно не носят.

Когда в Северном Причерноморье появились авары, они, естественно, напали на антов. Вражда между ними продолжалась и тогда, когда авары переселились в Паннонию - Среднее Подунавье, на территорию современной Венгрии. Анты объединяются против авар с Византийской империей. Византийский историк Феофилакт Симокатта, живший в первой половине VII в., сообщает, что в 602 г. аварский каган направил против антов военную карательную экспедицию во главе с Апсихом. Нигде нет упоминаний о результатах этого похода. Поскольку анты последний раз упоминаются в византийских источниках в 602 г., некоторые исследователи высказали предположение, что анты были уничтожены аварами. Однако об этом не может быть и речи - анты были слишком многочисленны и сильны, чтобы мы могли допустить саму мысль об их уничтожении. Отсутствие упоминания об антах в византийских источниках обусловлено, по-видимому, тем, что с начала VII в. Дунай перестал быть границей империи: она была передвинута южнее, и события в Северном Причерноморье в меньшей степени стали интересовать византийцев.

Однако, где же они жили - эти "исчезнувшие" анты? Регион расселения древних славян (I тыс. до н. э.) определяется, прежде всего, по материалам лексики праславянского языка, которые со всей определенностью свидетельствуют, что в это время славяне не знали названий, характерных для степной полосы, горной местности и морского побережья. Вот полный перечень праславянских названий деревьев и кустарников: дуб, береза, осина, липа, клен, ясень, ель, сосна, ольха, ветла, ива, верба, рябина, калина, черемуха и малина. Праславянскими являются и нарицательные названия озер, болот, лесных урочищ, характерных для заселенной местности, и названия животных и птиц, обитавших в лесах и болотах, а также рыб, типичных для водоемов этой зоны.

Все это - свидетельства того, что славяне в раннее время жили исключительно в лесной полосе умеренной зоны, богатой озерами и болотами. На основе совокупных данных языкознания, археологии и антропологии, они на рубеже нашей эры локализуются между средним течением Вислы и Средним Поднепровьем, а со II-III вв. н. э. стали осваивать зону лесостепи между Днестром и Днепром, где смешались с местным населением; результатом этого смешения и были анты. Это время - II-III вв. - было временем мощного расцвета так называемой черняховской культуры, от которой в V-VII вв. столь невыгодно отличалась культура антов.

Но чтобы судить об этом, надо представить, что же такое черняховская культура. В нее входило разное население - иранское, фракийское, славянское и восточногерманское. Здесь протекали самые неожиданные этнические процессы. В лесостепной зоне Днепро-Днестровского междуречья, где славяне расселились среди иранцев, происходила постепенная ассимиляция последних. Этот процесс иногда называют славяно-иранским симбиозом. В результате в славянский язык из иранского проникла целая группа новых слов, таких, как степь, хата, сапог, штаны. В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых бесспорно. Среди русских вождей, подписавших в Х в. договор с Византией, были люди с иранскими именами - Сфандр, Прастен, Истр, Фрастен, Фурстен. Известные по летописям славянские наименования хорватов и северов (северян) тоже иранского происхождения, как, по мнению многих, исследователей, и само название антов. "Анты" в переводе с некоторых современных языков означает "окраинные", "пограничные жители". По-видимому, население Северного Причерноморья "окрестило" так группу племен, разместившихся на юго-восточной окраине славянского мира, которые вступали в тесный контакт со скифами и сарматами.

Черняховская культура относится ко II-IV вв. и географически охватывает северопричерноморские области от Нижнего Дуная до Северского Донца. Сформировалась она при активном воздействии греко-римских культурных центров, о чем свидетельствуют обилие найденных римских монет II-IV вв. и многочисленные изделия римских мастеров. Для изготовления глиняной посуды Черняховские племена применяли гончарный круг. Сам ассортимент керамики здесь был весьма разнообразен - горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла.

После двух-трех веков расцвета черняховская культура прекращает существование, очевидно, в результате вторжения гуннов. Древние авторы не сообщают, пострадало ли от них все "черняховское" население, в том числе анты. Аммиан Марцелин и Иордан лишь скупо пишут о внезапном нападении гуннов на владения готского короля Германариха, который долго им сопротивлялся, но в конце концов был разгромлен и покончил жизнь самоубийством.

Но как бы то ни было, после этого нашествия культурные центры провинциальной римской цивилизации были  разгромлены.  По-видимому, это коснулось и антов, так как их жизнь "начинается" как бы заново и с более примитивного уровня быта: исчез из употребления гончарный крут, а ассортимент керамики сводится к горшкам и сковородкам. Бронзовые вещи единичны, а стеклянные исчезли совсем. Однако культурный процесс продолжается и заметно прогрессирует в связи с начавшимся переселением на окраины Византийской империи и постоянными контактами с ней.

От раннего периода антской истории до нас не дошли антропологические материалы. Такого рода данные относятся лишь к эпохе Древней Руси. Они свидетельствуют о том, что потомки антов, которых выделяют по особенностям погребальных обрядов, несколько выделялись своим строением среди других славянских племен. Они принадлежали к мезодолихокранному типу, который характеризуется средними размерами черепа, низким лбом и сравнительно узким лицом с не слишком широким носом. К этому же антропологическому типу относится и скифское население Северного Причерноморья.

В VI-VII вв. анты заселили более широкую территорию. Согласно Прокопию Кесарийскому, в это время они обитали между Нижним Дунаем и северными областями Меотийского озера (Азовского моря), где кочевали тюркские племена утигуров. По Днепру и его притокам - от устья Роси до Запорожья, в лесостепной части южнобугского бассейна, в междуречье Днестра и Прута и далее на юго-запад, вплоть до нижнего течения Дуная, - разбросаны поселения и грунтовые могильники, выложенные лепной керамикой.

Подобно всем славянам этого времени, анты сжигали умерших на погребальных кострах, а остатки кремации ссыпали в неглубокие ямки или же помещали в глиняные сосуды - урны, которые зарывали в таких же ямках.
Поселения, по словам византийского писателя Маврикия, устраивали "в лесах, у малопроходимых рек, болот и озер", на останцах или береговых участках, не требовавших сооружения искусственных укреплений. Реки, леса и болота служили естественной защитой и делали поселения малодоступными для противника. Но земля вокруг них была плодородна и удобна для сельскохозяйственных работ, а леса и обширные пойменные луга благоприятствовали скотоводству.

Селища занимали сравнительно небольшую площадь - от 1,5 тыс. м. кв.  до 1 га. Обычно они образовывали более или менее компактную группу в 8-10 км диаметром, состоящую из 8-10 таких селищ. Это так называемое гнездовое расположение. Селища в основном состояли из 5-6 жилых построек. Расстояние же между соседними селищами измеряется сотнями метров.

На основе пока скромных данных о планировке селищ можно предположить два типа поселений - с кучевой застройкой и с расположением жилищ в ряд. В первом случае жилые постройки размещались на поселениях бессистемно, компактной группой при небольшом расстоянии между ними (от 1 до 8 м), во втором - жилища располагались в один-два ряда. Различия в планировке поселений прежде всего обусловлены географическими особенностями. Поселения с кучевой застройкой, как правило, расположены на останцах, мысовых возвышениях или небольших всхолмлениях среди низкой, иногда заболоченной местности, а поселения с "рядовой" планировкой устраивались в узких долинах, на вытянутых грядообразных всхолмлениях или на нижних частях береговых склонов.

Жилищами антов были исключительно полуземлянки. Основой "дома" была прямоугольная яма площадью от 10 до 20 м. кв. и глубиной от 0,3 до 1,2 м с деревянными стенами. Бревенчатые срубы опускались в котлованы полуземлянок, возвышаясь над ними. Это были наземные части жилищ, поддерживающие перекрытия. В диаметре бревна составляли 20 см. Когда бревна были тонкие, то для поддержания кровли у середины двух противоположных стен устанавливались стояки. Иногда стены состояли из столбов, поставленных по бокам котлована. Эти столбы составляли каркас. Такое жилье было облицовано толстыми досками или плахами. Двускатные крыши жилищ с деревянными каркасами покрывались хворостом, соломой или камышом. Войти в жилище можно было с помощью деревянных лесенок или прорезанных в грунте коридорчиков с земляными ступенями.

В доме - в углу против входа - была печь-каменка. Печи складывались из необработанных камней насухо и имели снаружи прямоугольную или подковообразную форму. Внизу камни были крупнее, вверху - помельче. Полы печей находились на уровне пола жилища, а топка перекрывалась или плитняковыми камнями, или
сводом из небольших камней.

Такие жилища характерны для славянского населения, жившего в лесостепной полосе. Это отличало их от славян лесной зоны, которые как в середине I тыс. н. э., так и позже строили наземные дома. В результате расселения "лесостепных" славян в лесные области Восточной Европы там возникали поселения с полуземляночными постройками, но бытовали там, как правило, недолго, ибо через несколько поколений заменялись наземными жилищами. На территории же лесостепи полуземлянки были единственным типом постройки в течение второй половины I тыс. н. э. и даже позднее - в эпоху Древней Руси.

Традиции прочно и надолго, как известно, закрепляют за тем или иным этносом определенные типы жилищ. Так, в V-VII вв. квадратные (в плане) полуземлянки с печью-каменкой в углу становятся одним из характерных этнографических признаков антов. Да и зародился этот тип жилища в собственно антской среде.

Очевидно все же, что первоначально славяне, расселившиеся в лесостепи между Днестром и Днепром, принесли с собой наземное строительство. Постепенно во времена существования черняховской культуры, в состав которой они входили, наряду с наземными домами появляются полуземлянки и даже землянки самых многообразных типов. Со временем на основе последних складывается типичная антская полуземлянка.

На антских поселениях встречаются и хозяйственные постройки, углубленные в землю. В отличие от жилищ, печей-каменок в них нет. На поселениях, расположенных на южной окраине территории антов, наряду с полуземлянками обнаружены также остатки жилищ, по конструкции сходных с юртами. Это - постройки тюркоязычных кочевников, которые под воздействием славянской культуры стали земледельцами.

Второй важный признак культуры антов - керамика: округлобокие и биконические горшки без орнамента, выделанные вручную (керамика, изготовленная на гончарном круге, встречается очень редко и мало). Это сосуды с округлым туловом и орнаментом из пролощенных полос, а иногда амфоры. В Приднепровье археологами обнаружены горны для обжига керамики, которая в результате торговли и обмена поступала к различным племенам Северного Причерноморья.

Анты занимались земледелием и скотоводством. По свидетельству Маврикия, они в основном сеяли пшеницу и просо. Археологи обнаружили в поселениях также ячмень и овес. Землю анты обрабатывали или ралом, сделанным из твердых пород дерева, на которое надевали железный наконечник, или двузубой сохой. На старопахотных землях входили в употребления плуги с череслом и отвальной доской. Урожай снимался железными серпами, затем мололся на ручных жерновах, а для выпечки хлеба применялись глиняные сковородки.

Судя по костям животных, найденным на поселениях, основную часть стада составляли крупный рогатый скот, затем свиньи, лошади и мелкий рогатый скот. Видимо, с обрядом языческого жертвоприношения связаны небольшие глиняные фигурки животных, найденные на поселениях.

Археолог обычно обладает тем преимуществом перед другими людьми, что сведения об "исчезнувших народах" он получает как бы из первых рук, и "исчезновения" для него как бы не существует - он видит "живых" (живших) людей, которые будто второпях покинули жилье, оставив в нем свое добро.

Так, и на антских поселениях встречаются разные железные серпы, наральники, ножи, наконечники стрел и копий, удила, шпоры, дужки ведер, медные и бронзовые подвески-амулеты, височные кольца, фибулы, браслеты, предметы из кости, рога, камня и глины - все, что составляло их быт. Именно эти предметы, например отдельные типы женских украшений, характерны для тех или иных племен или племенных группировок. Собственно антскими стали лучевые или пальчатые фибулы, служившие одновременно и украшениями, и заколками женской одежды. Они состоят из плоской или чуть изогнутой дужки, переходящей сверху в полукруглый щиток, от которого отходят пять-семь отростков-пальцев или лучей, а снизу - в ромбовидный щиток. На оборотной стороне фибулы находится пружина с иглой и иглодержатель.

Археологи по крохам собирают материал для воссоздания полной истории культуры наших предков. Уже в раннем Средневековье славяне заселяли обширные пространства Средней Европы - от Эльбы на западе до Волги и Дона на востоке, от побережья Балтики на севере до Балкан на юге. Анты вместе с другими славянскими племенами участвовали в освоении Восточно-Европейской равнины. Нижнего и Среднего Подунавья и перемешались с ними. При этом этноним "анты" был забыт подобно тому как затерялись позднее славянские племенные названия дулетов доеговичей, вятичей, радимичей и других.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: