Упельсинкина страница
Религии

Почитание предков в Китае

"Пока они (родители) живы, служи им согласно ритуалу (ли):
когда они умруг, похорони их согласно ритуалу; и приноси
им жертвы согласно ритуалу". (Конфуций, Сборники 2:5)

Почитание предков было впервые введено в Китае в начале династии Чжоу (1122-325 гг. до н.э.). Популяризации этой практики способствовало учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) о сыновней почтительности, провозглашавшее необходимость почтения и уважения к родителям и старшим при их жизни и после смерти.

Китайцы верят, что после смерти душа предка проживает в трех местах. Одна ее часть отправляется на небо, другая остается в могиле, чтобы принимать приношения, а третья поселяется в семейном святилище.

На пути к небу душе требуется помощь. Поэтому китайские похоронные обряды проводятся с тщательным соблюдением сложных процедур, обеспечивающих душу всем необходимым снаряжением в дальний путь. С помощью даосских жрецов члены семьи произносят молитвы, делают подношения еды, жгут бумажные деньги - а в некоторых случаях даже бумажные автомобили, самолеты и слуг - чтобы душа ни в чем не нуждалась по дороге. Противостоящих усопшему злых духов задабривают жертвами и громкими причитаниями.

Очень важно правильно выбрать место для могилы. По этому поводу консультируются у гадателя-геоманта. Могила должна содержаться в полном порядке, и проживающей в ней душе следует периодически приносить еду. Потомки должны посещать могилу, особенно в дни весеннего праздника (цзинь-мень).

На протяжении ста дней в доме старшего наследника мужского пола проводятся поминальные службы. Буддийский или даосский жрец освящает памятную дощечку предков, в которую обычно вписывают имя усопшего, его послужной список и наклеивают фотографию. Над дощечкой жгут благовонные палочки и в определенные праздничные дни ставится еда. Молодожены, проходя мимо, обязаны каждый раз перед ней кланятся. Ее присутствие сплачивает семью и обеспечивает покровительство и благословение всем родственникам.

Китайских христиан неоднократно упрекали в неуважении к предкам за то, что они не участвовали в древних поминальных обрядах. На что те всегда давали твердый, но вежливый ответ, что они всегда почитали и будут почитать и уважать своих старших при жизни. Свои семейные захоронения они всегда поддерживают в чистоте, а некоторые христиане даже построили в честь предков часовни. На специальные поминальные службы, где провозглашается победа Христа над смертью, могут приглашаться родственники и друзья другой веры.

Хуа Ви Хьян. Почитание предков. - Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. - С. 24

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: