Упельсинкина страница
Религии

Культура докерамического неолита В в Иерихоне

Приблизительно в начале VII тысячелетия до н.э. с севера в долину Иордана распространилась новая культура, остававшаяся бескерамической, как и ее предшественница. Она прослежена по всей долине Иордана, но лучше всего известна в Иерихоне, где пришельцы поселились на территории запустевшего города.  Она зафиксирована в Телль Шейх Али 1, Телль Мунхатте, на возвышенностях противоположного берега Иордана - в Телль Фар'ахе и Вади Шу'айбе, а также в Бейде (с третьего по первое поселение). Появление этой культуры знаменуется полным разрывом со старой,  натурфийской традицией. Территория распространения новых поселений явно свидетельствует о том, что пришельцы в долине Иордана появились с севера. Традиция сооружения прямоугольных помещений с обмазанными полами должна указывать на связи с северосирийским побережьем, с Рас Шамрой (V А) и далее с Анатолийским плато. Материал поверхностных сборов с памятников, расположенных к северу и западу от Дамаска, а также последние раскопки в Телль Рамаде (Катана), юго-западнее Дамаска, показывают, что подобные элементы утверждаются и в этом районе, но это население еще не распознается в Ливане или на прибрежной равнине Палестины.

Насколько можно предполагать, пришельцы не внесли перемен в хозяйство, которое продолжало базироваться на земледелии (детали неизвестны), использовании домашних животных (козы, собаки и кошки (?) в Иерихоне) и поддерживалось охотой на газелей в Иерихоне, на газелей, диких козлов и птиц (куропаток?) в Бейде. Из-за недостаточной изученности наши данные об этой культуре весьма общи. Для каменной индустрии характерны маленькие и широкие наконечники стрел, в основном черешковые и иногда имеющие великолепные шипы; другие обработаны плоской отжимной ретушью. Они типичны, как и длинные прямые вкладыши серпов. Особенно много сверл, но скребки остаются редкими. Индустрия носит "тахунийский" облик, и кремень, распространенный в Палестине и Иордане, - наиболее употребительный материал. Обсидиан, однако, встречается в Иерихоне.

Новшеством являются длинные овальные зернотерки, открытые с узкой сторон; впервые обнаруживаются и прекрасные известняковые чаши и тарелки, ибо использовались также корзины, несомненно обмазывающиеся для водонепроницаемости известью или битумом. Возможно, применялась и кожаная посуда, но от нее не осталось никаких заметных следов. Плетение в то же время хорошо документируется в Иерихоне, но странно, что жители его изготавливали круглые циновки для прямоугольных комнат. Это может быть отголоском более ранней традиции, когда дома были круглыми.

Иерихон дает надежные сведения об архитектуре этого периода. Новое поселение было, очевидно, даже больше предшествующего и, насколько установлено, к середине периода окружено оборонительной стеной из огромных каменных блоков. Этот период был длительным: местами обнаружено не менее 26 обмазок полов одна на другой. Дома строили из длинных сигарообразных кирпичей, поверхность которых покрыта отпечатками пальцев: это помогало лучше держаться соединяющему их раствору. Фундаменты обычно делали из камня, полы и стены тщательно обмазывали глиной. Лощеная обмазка часто окрашивалась  к красный цвет, но неизвестно, до какой высоты краска покрывала стены. Мы можем предположить, что была окрашены полоса высотой около 1 м. Выше ее стены были, видимо, кремового цвета - вероятно, для того, чтобы комната не казалась такой темной. В одном месте на полу найдены следы росписи в виде "селедочной кости" или дерева. Не все полы окрашены в красный цвет: есть бледно-розовые, кремовые и белые. Очаги имели форму правильных прямоугольных углублений в полу и также обмазывались глиной. Широкие дверные проемы часто рассчитаны на двустворчатые двери, которые укрепляли в круглых подпятниках. Печи и очаги найдены во дворах, через которые, а не по улицам осуществлялись все связи с соседями.

К сожалению, план города остается неизвестным. Некоторые сооружения считают святилищами; простейшее из них состоит из маленькой комнаты с нишей в стене напротив входа. В эту нишу могли ставить каменную стелу. Другое святилище - его план прослежен полностью - выглядит как "мегарон": возможно, перед входом были колонны. Третье сооружение с большой комнатой, по крайней мере 6 х 4 м, и полукруглыми пристройками вдоль ее длинных стен также могло служить культовым целям.

Кроме маленьких глиняных статуэток, изображавших богиню-мать, или фигурок животных, связывавшихся на Ближнем Востоке с культом плодородия, в Иерихоне посчастливилось найти остатки более крупной скульптуры - быть может, культовых статуй святилища. В 1935 г. Джон Гарстанг нашел фрагменты двух глиняных натуралистично выполненных статуарных групп на каркасе из связок тростника или камыша. Их поверхность была окрашена в красный цвет. По его мнению, они составляли две группы, каждая их которых состояла из мужской, женской и детской фигур. Они выполнены почти в натуральную величину, но, к сожалению, опубликован рисунок только одной стороны.

Кэтлин Кэньон нашла глиняную голову и верхнюю часть фигуры другой статуи почти натурального размера, но более схематичную. Кроме того, она же обнаружила не менее десяти человеческих черепов с великолепно моделированными из глины чертами лица и инкрустированными раковинами каури глазами. Некоторые из этих черепов, возможно бывших объектами поклонения в культе предков, имеют следы росписи, отмечавшей волосы и в одном случае усы. Они дают живое представление о том, как выглядели обитатели Иерихона тех дней. Физический тип, известный под названием протосредиземноморского, более развит и закончен, чем у натуфийцев предшествующего периода. В верхних слоях поселения появляется новый тип вытянутых погребений, черепа которых часто не обнаруживаются. Этот обряд отличается от более раннего, т.е. от ритуала скорченных погребений, которые, однако, исчезли не полностью. В Бейде найдены скорченные костяки без черепов, последние удалены в культовых целях. Подобный обычай известен в это время в Хаджиларе и Чатал Хююке (Анатолия).

Бейда - выразительный памятник этого периода. Раскопана большая часть поселения, треть которого поглотил вади. От верхнего слоя осталось сравнительно мало, но материал второго и третьего слоев сохранился хорошо. Во всех слоях обнаружены массивные каменные стены, окружавшие поселение, состоявшее из многочисленных мастерских, группировавшихся вокруг одного или несокольких жилых помещений. Дворы и проходы отделяли жилые помещения от мастерских, соединявшихся между собой; в них попадали из узких проходов. Площадь некоторых из жилых комнат достигала 9 х 6 м; в них находился округлый приподнятый над полом очаг диаметром около 1м, а за ним вдоль южной стены располагались широкие сиденья. Пол и стены были покрыты несколькими слоями прекрасной известковой обмазки, низ стен окрашен в красный цвет. Красная полоса шла и по верху стен, а средняя их часть была кремового цвета. Поздние обмазки сплошь кремовые. Такие помещения во втором и третьем слоях имели большие размеры, и первоначально создалось впечатление, что это дворы, но у них могли быть легкие перекрытия. Мастерские были вытянутых очертаний; вход в них осуществлялся через вестибюль в торцовой части. За ним располагался коридор шириной 1 м, по обе стороны которого находилось по три комнаты, каждая шириной 1м, длиной 2 м. Комнаты разделяли широкие контрформы, возможно, поддерживавшие верхний этаж Одно из таких узких помещений служило лавочкой мясника, другое принадлежало человеку, изготовлявшему костяные орудия, третье - резчику бус и т.д. В каждом случае орудия труда, так же как законченные изделия и сырье, были найдены in situ.

Значительное число мастерских создает впечатление большой хозяйственной и торговой активности. Возможно, Бейда была рыночным центром, отдаленной предшественницей Петры, контролировавшей те же, что и она, торговые пути из пустыни к Средиземноморскому побережью, в Газу, и от Красного моря в долину Иордана и в Иерихон. Часто встречаются раковины каури и жемчужницы из Красного моря; использовали также местные материалы - гематит и малахит; в изобилии встречается и местный кремень. Обсидиан доходил до этого южного пункта, видимо, лишь в небольшом количестве. Известняк привозили с гор, кальцит добывали из нубийского песчаника и делали из него бусы и подвески. Большое количество зернотерок и курантов, ступок и пестиков свидетельствует о земледелии, уже установившемся в предыдущий период, но тогда они дополнялось охотой. Маленькие клетки, найденные во дворах, видимо, предназначались для диких птиц (куропаток); они слишком малы для того, чтобы служить собачьими конурами.

Для докерамического неолита В в Иерихоне получены новые радиокарбонные даты - 6968 и 6918 гг. до н.э. Они показывают, что перерыв между запустением старого города и новым его заселением был невелик. Даже если прежние даты (6250 и 5850 гг. до н.э.) заменить сейчас новыми, все равно очевидно, что этот период (с его 26 полами в Иерихоне) длился все VII тысячелетие до н.э. и, быть может, заходил в VI тысячелетие до н.э. Конец этой культуры для нас темен: поселение Бейда было покинуто жителями, в Иерихоне стратиграфическая лакуна отделяет конец докерамического неолита В от совершенно иной культуры керамического неолита А.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. и комм. Е.В. Антоновой. Предисл. Н.Я. Мепперта. "М., "Наука", 1982 ("По следам исчезнувших культур Востока"). С. 41-47. 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: