Упельсинкина страница
Религии

Джайнизм

Для религии, имеющей всего три миллиона верующих, из которых почти все проживают в Индии, джайнизм обладает влиянием, превосходящим всякие понятия о пропорциональности. Наиболее ярким примером в этом смысле в наше время стал Махатма Ганди. Не являясь сам джайном, он вырос среди джайнов и впитал в себя их самое характерное правило — не причинять вреда живому (ахимса). С другой стороны влияние джайнизма исключительно сильно ощущается в банковской и коммерческой жизни Индии.

Джайны считают себя последователями Джины (покорителя). Этого титула удостоился Вардхамана, последний из великих учителей джайнизма; так называют и людей, которые, покорив свои страсти и эмоции, достигли освобождения и совершенства. Таким образом, само название "джайнизм" указывает на преимущественно этический характер этой религии.

Рождение джайнизма

Период с седьмого по пятый век до н.э. был переломным пунктом для интеллектуального и духовного развития во всем мире: среди других достаточно назвать хотя бы философов в Древней Греции, великих пророков в Хевроне, Конфуция в Китае и Зороастра в Персии. Для северной части Индии шестого века до н.э. было особенно характерно социальное, политическое и интеллектуальное брожение. Древние, отжившие племенные структуры разрушались. Их сменили несколько крупных региональных царств и более мелких племенных союзов, известных, за неимением лучшего термина, как республики. Они сохраняли некоторые черты племенной структуры, но были слабыми в политическом отношении, так как зависели от наиболее крупных царств.

В этот переходный период, когда отмирал старый общественный порядок, а новый еще окончательно не оформился, многие люди чувствовали себя брошенными на произвол судьбы как в социальном, так и в моральном смысле. По мере того как встречались и входили в конфликт противоречивые течения религиозной мысли и практики, возникали смуты в вопросах веры.

Возможно, что появление буддийских, джайнистских и авиджистских сект связано именно с этим конфликтом. Их основателями были так называемые учителя-гетеродоксы, которые, в свою очередь, были последователями шрамананов, религиозных наставников древности, отличавшихся от браминов тем, что проповедовали доктрину спасения через атеизм и аскетизм. Термин "гетеродоксы" указывает на отрицание авторитета основополагающих индуистских текстов, Вед, и неприятие кастовых и жертвенных традиций.

Махавира — основатель пути

Вардхамана, прозванный своими последователями Махавира (Великий Герой), был старшим современником Будды. Окутавшие его жизнь легенды не столь привлекательны, как легенды о Будде, но тем не менее это был несомненно реальный исторический персонаж. Он часто упоминается в буддийских текстах под именем Нигантха Натапутта и характеризуется как один из главных оппонентов Будды.

Второй сын вождя кшатриев Сид-дхарта, Махавира, родился примерно в 540 г. до н.э. в Кундаграме, на территории современного штата Бихар, недалеко от города Патна, и умер в 468 г. до н.э. (таково мнение ученых; традиционно называются 599-527 гг. до н.э.). Так как оба его родителя принадлежали к могущественному в то время классу воинов-правителей, он получил царское воспитание. Согласно одной версии, Махавира всю жизнь оставался холостяком; по другой, он был женат на принцессе, от которой у него была дочь. Так или иначе, в возрасте двадцати восьми лет, после смерти родителей, он отказался от семьи и вступил на путь аскезы, чтобы получить освобождение от заклятого круга рождения, смерти и перерождения.

Сначала он следовал аскетическим правилам секты, основанной за 250 лет до этого неким Парсвой. Парсва известен как двадцать третий, а Махавира как двадцать четвертый из тиртханкаров, "нашедших брод", "создателей пути", или великих учителей джайнизма, которые указывали своим последователям путь через реку переселения душ. Более двадцати лет Махавира странствовал по стране. Его одеждой вначале служила набедренная повязка, от которой он отказался через тринадцать месяцев соблюдения аскезы, и оставшуюся жизнь он ходил обнаженным.

Просветление

На тринадцатый год странствий, в возрасте сорока лет, по окончании длительного поста он обрел свободу и просветление. На языке его последователей, он стал победителем (Джиной). Он достиг полного, ясного и свободного знания и интуиции, так называемой кевалы, душа его обрела совершенство (кевалин). Получив дар всеведения, Махавира освободился от сил (кармы), связывавших его с цепью перерождений.

После этого Махавира был провозглашен тиртханкаром и оставшиеся тридцать лет жизни посвятил проповедованию своих убеждений и организации общины учеников. Он называл себя наследником легендарных тиртханкаров и их верований, уходящих корнями в глубокую древность. Не все его утверждения могут считаться правдивыми, но нет сомнения в том, что истоки джайнизма лежат значительно глубже Махавиры, Парсвы, и даже Неми (предполагаемого двоюродного брата Кришны из эпохи войн Махабхараты) и теряются в глубинах индийской предыстории. Умер он по своей воле, отказавшись от пищи, в Паве, недалеко от места своего рождения, которое стало в наши дни знаменитым местом паломничества джайнов. Такой смертью он достиг нирваны, своего "окончательного покоя".

Расцвет джайнизма

Махавира выбирал себе учеников преимущественно из кшатрийской аристократии и организовал из них постоянную общину, состоявшую из мирян и монахов обоих полов. Не лишено оснований предположение, что прежде чем присоединиться к Джине, некоторые из его последователей отказывались от всего имущества, включая одежду, что способствовало обретению бесстрастия и отрешенности, в то время как других останавливало требование соблюдения наготы.

Только эта разница и еще более поздние разногласия по вопросам канонов священного писания привели к разделению джайнизма на две основные секты. Никаких фундаментальных различий по вопросам догматов веры между ними не возникало даже в последующие века.

Две секты

На протяжении двух веков последователи Махавиры продолжали оставаться маленькой общиной. Но после того, как отрекся от престола и присоединился к ним основатель великой Маурианской династии, император Магадхана Чандрагупта (примерно 321-297 гг. до н.э.), ряды джайнов стали быстро расти. Эта легенда подтверждается историческими исследованиями, во всяком случае, до некоторой степени. Кроме того, в конце правления Чандрагупты случился великий голод, который привел к исходу большого количества монахов-джайнов из долины Ганга на севере Индии в южные районы Деккана. Там, на территории штата Мисор, они основали несколько крупных религиозных центров.

Затем, гласит легенда, когда после одиннадцатилетнего отсутствия лидер эмигрантов Брадбараху, одиннадцатый старейшина в общине, возвратился в Бихар он обнаружил, что связанные с голодом трудности и смуты принудили северных монахов, которыми руководил Ситхулабхадра, отказаться от традиций, завещанных Махавирой, и одеться в белые одежды.

Так обращовались две основные секты джайнизма, дигамбары ("одетые в небо" или "одетые в воздух") и шветамбары ("одетые в белое"). Раскол был узаконен в первом веке н.э. и существует по сей день.

Священные писания

Аналогичным образлм, тоже согласно легенде, начиная с времен Махавиры священные тексты передавались от полонения к поколению устным путем. Но последним человеком, кто знал их в совершенстве, был Брадрабаху. После его смерти, в начале третьего века н.э., канон был по мере возможности восстановлен в виде двенадцати частей (Ангас), которые заменили ранние четырнадцать текстов (Пурвас). Признанный шветамбарами канон не удовлетворил дигамбаров, считавших, что старый утерян безвозвратно. В окончательную форму канона, принятого в пятом веке н.э., входят восемьдесят четыре текста, составленных шветамбарами. Они включают сорок одну сутру, несколько неклассифицированных текстов, двенадцать комментариев и один общий комментарий. Все они написаны на языке ардха-магадхи.

Взлет и падение

В последующие века джайнизм распространился от восточного до западного побережья Индии. Временами он находился под покровительством царей и князей, чье расположение помогло создать несколько великолепнейших образцов храмовой архитектуры в мире. Но по мере расцвета в средние века индуистской концепции теистической преданности (бхакти), особенно культов Шивы и Вишну, наступила пора относительного упадка джайнизма.

Джайнизм отстоял свои позиции в двух регионах, где он существует до сегодняшнего дня: в штатах Гуджарат и Раджастан, где преобладают шветамбары, и в Деккане, теперешнем Мисоре, где расположена штаб-квартира дигамбаров. Но, в отличие от буддизма, джайнизм сохранился в местах своего рождения. Возможно, этому способствовало то, что религия допускала не только монашеский, но и мирской образ жизни. В годы гонений только поддержка власть имущих и богатых мирян позволила приверженцам религии не покидать родину.

Осталось упомянуть еще один поворот в истории джайнизма: отпочкование в 1653 г. н.э. от шветамба-ров секты "обитателей залов" (штха-накаваси). Подобно европейским протестантским реформаторам и, возможно, под влиянием мусульманства, они восстали против всех форм идолопоклонства и храмового служения как противоречащих учению Махавиры. Основополагающих доктрин религии этот последний раскол, однако, не затронул.

Вера джайнов

Махавира и другие учителя-гетеро-Доксы его эпохи интересовались главным образом поисками освобождения от круга перерождений.

Вселенная

Некоторые из основных положений философии джайнов не свойственны системам буддизма или индуизма. Джайнизм утверждает существование бесчисленного количества одушевленных и неодушевленных субстанций — дживов и адживов, представляющих противопоставление дух/материя — каждой из которых свойственно неограниченное число собственных последовательных делений. Более того, все субстанции существуют вне нашего восприятия и знания о них. С этой стороны философию джайнизма можно назвать реалистичной.

Однако бесчисленность душ, населяющих Вселенную, заставляет их бесконечно перерождаться в самса-ре, цикле рождения, смерти и перерождения. Нашему миру тоже свойственна цикличность расцвета и упадка. Являясь частью Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца, он проходит через такое же неограниченное число космических циклов, каждый из которых разделяется на фазы повышения и понижения, совпадающие с расцветам и крушениями цивилизаций. В настоящее время мы находимся в пятом периоде фазы понижения.

Очевидному фатализму и детерминизму системы ученые джайны противопоставляют уникальную теорию "многосторонности" (анеканта-ваду). Она соотносит справедливость любого утверждения с точкой зрения того, кто его делает. Подъемы и падения цивилизаций строго определены с точки зрения универсальных законов, но, со своей стороны, каждый человек волен искать индивидуального спасения. Лишь освобожденной душе известна полная и абсолютная истина. Популярной иллюстрацией может служить пример слона и шести слепых. Каждый из них ухватился за какую-то часть огромного животного, и когда их спросили, на кого похож слон, один ответил, что на стену, другой — на змею, третий — на веревку, четвертый — на опахало и так далее. Только душа, находящаяся в нирване, обладает полным и совершенным знанием.

Душа

Основными свойствами души являются ее чувствительность и знание. В своем первоначальном состоянии душа знает все: от нее ничего нельзя утаить, она владеет знанием бытия во всех его проявлениях, во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. В наш мир она приходит в оболочке материального тела, и ее знание несовершенно и неполно в силу ограничений, налагаемых на нее материей.

В зависимости от формы, в которой душа проводит свое земное существование, выделяются пять уровней.

• На самом нижнем уровне находятся души, обладающие только одним ощущением,— прикосновения. В их число входят базовые элементы творения, земля, вода, воздух и огонь, а также все, что относится к обширному растительному царству.

  • На втором уровне стоят души, имеющие два чувства: прикосновения и вкуса — включая червей и улиток.
  • На третьем уровне стоят души с тремя чувствами: прикосновения, вкуса и запаха — сюда относятся муравьи, жуки и мотыльки.
  • На четвертом уровне — души, имеющие четыре чувства: прикосновения, вкуса, запаха и зрения; в их число входят, например, осы, саранча и бабочки.
  • На самом высшем, пятом уровне, находятся души, обладающие всеми пятью чувствами: прикосновения, вкуса, запаха, зрения и слуха. Эти души подразделяются на четыре вида: инфернальные создания, высшие животные, люди и божественные создания.

Перемещение души от одного уровня сознания к другому или из одной группы в другую, вверх или вниз по шкале, зависит от неумолимого закона кармы.

Карма и перерождение

Подобно всем индийским религиям, джайнизм признает универсальный закон кармы. Согласно этому закону, каждое действие — мысль, слово или поступок — имеет свои последствия, которые, в свою очередь, служат причиной следующего действия, и так далее. Эта причинно-следственная цепь известна под названием "кармическая связь", или просто карма. Так как джайнизм, как мы уже видели, придерживается доктрины переселения души и перерождения, следовательно, для него состояние души в каждый конкретный момент определяется кармой, накопленной за бесчисленные века.

Тем не менее доктрина кармы у джайнов достаточно самобытна. В то время как индусы рассматривают карму как чистый закон природы, джайны верят, что карма состоит из мельчайших неощутимых частиц материи, которые прилипают к душе, как глина к горшку. И все же, с помощью определенных усилий, дисциплины и знания люди могут контролировать карму. Эгоистичные, беспечные и жестокие поступки приводят к накоплению тяжелой кармы, которая тянет душу вниз. Но карма, происходящая от добрых поступков, рассыпается почти мгновенно и не оказывает почти никакого влияния. Более того, добровольно принятые страдания могут уменьшать накопленную карму, помогая просветлению души.

Чтобы достичь спасения (мокши), душа должна освободиться от материи. Когда это произойдет, природная легкость позволит ей подняться на

поверхность Вселенной и поселиться там навечно среди блаженства всеведения. Души героев, таких как Ма-хавира, достигают спасения еще в э,той жизни. С землей их связывает только остаточная карма, но когда, с помощью постов и обетов, она развеется, они немедленно вознесутся над высочайшими из божественных небес к вечному отдыху нирваны.

Джайнизму не свойствен фатализм, зато он является атеистическим учением. В нем отсутствует вселенский дух, творец и властитель Вселенной, нет никого, кроме самого себя, кто бы помог людям в их стремлениях (за исключением тиртханкаров, да и те могут служить лишь наставниками и примерами).

Подобным образом, несмотря на всю искусность и тщательность отделки доктрины кармы и перерождения, джайнизм на практике остается глубоко пессимистичным учением. Мир полон крайней нищеты и горя, которое ни в коей степени нельзя компенсировать несколькими мгновениями счастья, дарованными нам в этой жизни.

Путь спасения

Бесчисленное количество душ во Вселенной и длительность цикла перерождения являются причиной того, что земное рождение души случается крайне редко. В силу этого, каждый человек должен использовать любую возможность вступить на путь спасения, для чего необходимо собрать Три Бриллианта:

  • Правильное знание.
  • Правильную веру.
  • Правильное поведение.

Правильное знание приходит через постижение учения джайнов, правильная вера через убежденность в его истинности, и правильное поведение через следование ему. Первые два не стоят ничего без третьего, поэтому монахи и монахини, миряне и мирянки джайнов дают обеты правильного поведения, самым важным и всеобъемлющим из которых является ненасилие.

Ненасилие

Причинить вред живому существу, Даже нечаянно, значит привлечь самый тяжелый из потоков кармы. Причинение зла с преднамеренным умыслом приводит к самым страшным последствиям. А так как практически вся Вселенная пульсирует жизнью, становится понятно, что питание и образ жизни джайнов поставлены в рамки строжайших ограничений. Даже мирянин-джайн должен быть строгим вегетарианцем. Он не может быть крестьянином, так как, вспахивая почву, он может причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле. Он не может заниматься определенными ремеслами, так как металл на наковальне кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают при обработке нестерпимую боль. Вместо этого он должен выбрать безопасную профессию торговца или ростовщика, а лучше всего стать богатым купцом или преуспевающим банкиром.

Повседневная жизнь джайна

По случаю рождения, вступления в брак или смерти джайны проводят особые церемонии, так же как в большинстве других религиий. Однако тут есть один нюанс. Обряды эти скорее индуистские, чем джайнистс-кие. И очень часто проводят их индуистские жрецы.

Жизнь мирянина

Полное спасение возможно для мирянина только в одном случае: если в конце жизни он примет обет старости, включающий обязательство умереть от добровольного голодания. Более того, согласно дигамбарам, спасение невозможно для женщины, разве только она родится мужчиной.

Джайнизм различает четыре источника кармы:

  • Привязанность к вещам, таким как пища, одежда, жилище, женщины и драгоценные камни.
  • Несдержанность в гневе, гордости, обмане и алчности.
  • Привычка тела, разума и речи к мирским заботам.
  • Ложная вера.

Карму можно контролировать путем отказа от каких бы то ни было действий. Джайнизм различает также восемь видов кармы, три времени кармы и четырнадцать этапов избавления от кармы. Между первым и четвертым этапами человек обретает знание и веру, но лишь на пятом осознает важность праведного поведения и, таким образом, становится вправе принять двенадцать обетов, определяющих религиозную жизнь мирянина.

Первыми из двенадцати идут пять "ограниченных обетов":

  • Не причинять вреда душам, имеющим более одного чувства.
  • Быть искренним.
  • Не воровать.
  • Соблюдать целомудрие.
  • Владеть ограниченным количеством мирских вещей.

За ними следуют три "вспомогательных обета", которые помогают соблюдать первые пять:

  • Ограничить путешествия (во избежание греха не следует появляться в местах, где он может быть совершен).
  • Ограничить список используемых вещей, чтобы избежать необходимости лгать, жадничать, воровать, и так далее.
  • Соблюдать осторожность, когда говоришь о других плохо, лишаешь кого-либо жизни, хранишь оружие или показываешь дурной пример.

Оставшиеся четыре обета служат для того, чтобы поощрить религиозное рвение мирянина:

• Проводить по меньшей мере сорок восемь минут каждый день в непрерывной медитации (самайике), не думая ни о ком плохо, пребывая в мире с окружающей действительностью и размышляя о вершинах, которых сможет достичь душа, и, по возможности, повторять это упражнение три раза в день: утром, в обед и вечером.

  • Определить для себя, по крайней мере, один конкретный день, в который следует серьезно воспринимать обеты, касающиеся ограничения путешествий и медитации.
  • Периодически вести монашеский образ жизни в течение двадцати четырех часов, не прикасаясь к пище, напиткам, духам, оружию или женщинам, и менять наряды не чаще трех раз в течение дня и двух раз за ночь — укрепляя таким образом связь между общинами мирян и монахов (такой обет называется посадха).
  • Поддерживать общину аскетов, предоставляя им любые из четырнадцати предметов, которые они могут принять без упреков, например, еду, воду, одежду, кухонную утварь, одеяла, полотенца, кровати, столы и другую мебель.

Джайны верят, что соблюдение двенадцати обетов приносит огромное физическое и моральное удовлетворение. Тело становится молодым и здоровым, а душа освобождается от любви и неприязни.

Мирянин, желающий достичь высшей ступени на пути к освобождению, должен попытаться соблюсти еще одиннадцать обещаний:

  • Поклоняться истинному дэву (т.е. тиртханкару), почитать истинного гуру (учителя), и верить в истинное учение (дхарму, т.е. джайнизм), при этом избегая семи плохих поступков, т.е. не играть в азартные игры, не есть мяса, не пить вина, не прелюбодействовать, не ездить на охоту, не воровать и не дебоширить.
  • Соблюдать двенадцать обетов и предвкушать смерть от добровольного голодания в полном покое.
  • Заниматься медитацией не меньше трех раз в день.
  • Вести монашеский образ жизни по крайней мере шесть раз в месяц.
  • Не есть сырых овощей.
  • Воздерживаться от еды между заходом и восходом солнца и от питья до наступления рассвета, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь насекомое.
  • Обходить стороной собственную жену и никогда не пользоваться духами, чтобы не соблазнить ее.
  • Никогда не затевать ничего, что связано с вовлечением в пучину мирских забот, которые могут привести к
    крушению жизни.
  • Оставаться послушником до конца дней.
  • Питаться только объедками.
  • Носить одежду аскета, жить в уединении в храме или в лесу, причем жить согласно правилам, установленным в писании для аскетов.

К тому времени, как мирянин примет последний из этих одиннадцати обетов, он уже практически становится аскетом.

Пока мирянин стремится достичь возвышенного состояния, он будет стараться развить в себе двадцать одно качество, которые отличают "благородного" джайна. Он будет всегда "серьезен в поведении; чист в отношении как одежды, так и души; спокоен; популярен в обществе; милосерден; безгрешен; прям; мудр; скромен; добр; умерен; благовоспитан; осторожен в речах; общителен; осмотрителен; прилежен; почтителен к старшим и к старым обычаям; застенчив; приятен; благожелателен; и, наконец, внимателен в делах".

Жизнь аскета

Жизнь аскета начинается с посвящения. Сначала он сдает все свои вещи и драгоценности родственникам и надевает платье аскета (садху), состоящее из трех предметов верхней одежды и двух деталей нижнего белья, цвета которых в разных сектах разные. Затем ему обривают голову. С этого момента он бездомный странник и не должен иметь никаких вещей, кроме своих одежд, нескольких кусков ткани для процеживания воды, в которой могут оказаться насекомые, матерчатой маски, закрывающей рот, чтобы не причинить вреда воздуху, нескольких деревянных кувшинов или бутылок из тыквы и метлы или веника, чтобы подметать землю перед собой, так как на ней могут оказаться насекомые.

Пять великих обетов, принимаемых аскетами джайнов, являются более строгими версиями пяти первых обетов, которые дают миряне:

  • Не причинять вреда — не убивать ни одно живое существо, пяти-, четырех-, трех-, двухчувственное или растение (одночувственное), даже по неосторожности.
  • Быть искренним — говорить только то, что приятно, полезно и правдиво.
  • Не воровать — брать только то, что дают.
  • Соблюдать целомудрие — не иметь никаких дел с богами, людьми или животными другого пола.
  • Отказаться от любви к любым вещам или людям, что значит расстаться со всеми привязанностями и неприязнями по отношению к звукам, цветам или запахам, а равно и к людям — другими словами, быть безразличным ко всем ощущениям, приходящим через органы чувств.

Так же как существует образец мирянина, существует и идеал мона-ха-джайна. Говорят, что настоящий аскет должен обладать двадцатью семью качествами, так как он должен соблюдать пять обетов, никогда не есть ночью, защищать все живые существа, контролировать свои пять чувств, презреть алчность, хранить высокие идеалы и внимательно осматривать все, чем он пользуется, чтобы не нанести вреда случайному насекомому. Кроме того, он должен быть самоотреченным и тщательно соблюдать три правила контролирования разума, речи и тела, владеть двадцатью двумя способами терпения и переносить страдания до самой смерти.

Способы поклонения

Отрицание джайнами Бога не влечет за собой отказа от молитв и поклонения, которое более точно можно было бы назвать созерцанием. Из всех существ, включая богов и святых, поклоняются только освобожденным душам или тиртханкарам. Но даже к ним не обращаются за помощью или милостью; они служат больше для вдохновления тех, кто продолжает бороться за освобождение и совершенство.

Все это в теории. На практике дела обстоят по-другому. Многие миряне-джайны обращаются за помощью к индуистским богам, во многих храмах джайнов обитают статуи индуистских божеств, многие праздники джайнов включают индуистские ритуалы.

Храмы и домашние святилища

Славу джайнизму во многом обеспечили прекрасно сохранившиеся великолепные образцы храмовой архитектуры. Самыми выдающимися из них считаются два города-храма, которые объединили сотни святилищ, возведенных в разные века. Их лепным потолкам и резным мраморным колоннам, изукрашенным изображениями людей и цветов, возможно, нет равных во всем мире. Многочисленные современные городские храмы намного меньше и не так выразительны.

Святилища в домах джайнов, согласно требованиям священного писания, должны быть деревянными. Во многих из них сохранились изумительной работы резные двери.

Молитва

Храмы джайнов заполнены статуями тиртханкаров: "При созерцании бесстрастного изображения Бога в джайнском храме в голову сами приходят мысли о самоотречении... Разум очищается в процессе созерцания и поклонения тиртханкарам".

Ежедневно посвященные джайны встают засветло и с гирляндами из 108 розовых бутонов в руках вызывают Пять Великих Созданий, сложив перед собой ладони и кланяясь на восток, север, запад и юг.

При входе в храм поклонники оставляют снаружи обувь и носки. В дверях они наносят на брови шафрановую метку и произносят молитву, ниссахи (которая помогает им оставить все грехи и заботы). Внутри они подходят к святилищу и устраивают торг за право провести омовение главной статуи тиртханкара. Убрав драгоценности и увядшие цветы, они омывают ее водой, молоком и пятью нектарами. Когда она высохнет, ее натирают и жидким шафраном ставят четырнадцать меток на всех частях тела. Все это время продолжается распевание гимнов, на пороге святилища курятся благовония, а на столик перед дверью выставляется блюдо с рисом. После всего проводится ритуал духовного поклонения, по правилам которого все трижды падают ниц перед статуей, восхваляя добродетели тиртханкара, посвящая ему гимны, а затем, пятясь задом, направляются к дверям, произносят авассахи (которая позволяет им снова окунуться в повседневные заботы) и со сложенными перед собой ладонями, кланяясь, выходят.

Празднества

Главный праздник джайнизма проводится в Паджджусане, торжественном сезоне, завершающем джайнинс-кий год. В течение восьми дней или более, в период муссонных дождей, в августе, посвященные джайны постятся и посещают специальные службы. Всех глав семейств заставляют вести монашеский образ жизни, по крайней мере, на протяжении суток, в стенах монастыря, совершая подвиги поста и медитации. В завершающий день праздника все джайны воздерживаются от пищи и воды. По окончании храмовой службы совершается ритуал покаяния, и все просят прощения у соседей за возможные нечаянные обиды и обещают не ругаться и не ссориться на протяжении всего следующего года.

Следующий по значению праздник называется Дивали и совпадает с индуистским празднеством в честь Лакшми, богини преуспеяния. Джайны приспособили его для празднования освобождения Махавиры.

Кроме того, джайны соблюдают посты в полнолуние и с удовольствием участвуют в паломничествах к святым местам.

Джайнизм — это религия самоограничения. Ее цель — бесстрастная отрешенность — достигается лишь с помощью наиболее суровых ограничений жизненных потребностей, кульминацией которых, в идеале, становится добровольная смерть от голода. При этом можно рассчитывать только на себя, а не на помощь Бога или богов.

И все же самоограничение часто может принести пользу другим. На протяжении долгого времени джайнов отличает активность в деле поднятия общественного благосостояния. Они особенно известны своими пожертвованиями для школ и больниц — как для людей, так и для животных.

Храмы джайнов

Обычно храмы джайнов имеют следующую планировку: портал с колоннами, закрытый зал или открытый двор и внутреннее святилище, где хранятся статуи. По бокам главной статуи тиртханка-Ра, которому посвящен храм, стоят два служителя и двадцать четыре маленьких статуи тиртханкаров. В храмах дигамбаров статуи обнажены и глаза их опущены к земле. У шветам-баров статуя носит набедренную повязку, глаза у нее навыкате, часто она украшена драгоценностями и цветами.

В каждом джайнском храме имеется "священное колесо" (сиддха какра). По форме оно напоминает стилизованный плоский лотос (круг с четырьмя лепестками). На лепестках и в центре круга располагаются Пять Великих Существ в позе медитации (сидя со скрещенными ногами). Часто им составляют компанию принципы праведного знания, праведной веры и праведного поведения. Вместе они составляют магическую диаграмму разрушения зла и победы добра.

Миртл Лэнгли. Уважение ко всем формам жизни: джайнизм/ Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 207-216.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: