Упельсинкина страница
Религии

Мадагаскар

Мадагаскар расположен к востоку от Африканского континента, в Индийском океане. С запада омывается водами Мозамбикского пролива, с востока – Индийского океана. Мадагаскару принадлежит ряд прилегающих к нему островов: на севере – Радама и Нуси-Бе, на востоке – Сент-Мари, на западе – Баррен и др. Общая площадь территории государства достигает 587 тыс. кв. км.

Подавляющую часть населения Демократической Республики Мадагаскар составляют малагасийцы (97-99%). Вопрос об этногенезе малагасийцев изучен мало. В Х – VI вв. до н. э. на Мадагаскар с островов Юго-Восточной Азии стали переселяться южные монголоиды. Но более древнее население, согласно данным палеонтологии, было близко к бушменским и готтентотским народам. Позднее сюда стали проникать с побережья Восточной Африки восточные банту. Эти три пласта в дальнейшем и послужили основными компонентами в этногенезе малагасийцев. По материальной культуре они близки индонезийским народам.

Наиболее крупные этнические группы: мерина (или мерна) (23-25% жителей) проживают главным образом в провинции Антананариву и соседних; бецимисарака (15-16%) занимают прибрежную зону провинции Таматаве; бецилеу (13-14%) сосредоточены в северной половине провинции Фианаранцуа. По 250 тыс. человек и более насчитывают сакалава, населяющие территории провинции Мадзунга и Тулеар; антандруи, проживающие на побережье провинции Тулеар; антаисака, обитающие на юго-востоке провинции Фианаранцуа; цимихети, являющиеся жителями северо-востока провинции Мадзунга. Примерно по 100 тыс. человек составляют махафали (провинция Тулеар), бара (на границе провинций Тулеар и Фианаранцуа), танала (восток провинции Фианаранцуа). На Мадагаскаре есть и более мелкие этнические группы: в районе Форт-Дофина проживают антануси и антаифаси, на востоке провинции Мадзунга и северо-западе Таматаве – сиханака, в районах крайнего севера острова – антанкарана, на побережье, в районе Фарафангана, - антаимуру, на побережье, в районе Манандзари, - антамбахуаке, в центральных районах острова – безанозано, в районе Тулеара – везу.

Менее половины населения (или 43%) Мадагаскара придерживается местных традиционных верований и культов (в 1976 г. – 3,78 млн. человек): часть мерина, бецимисарака, бецилеу, антандрун, махафали, бара, танала, антануси, сиханака, сакалава, антаисака и др.

В духовной культуре малагасийцев, в частности в их традиционных верованиях, основной пласт – индонезийского происхождения. Наиболее ранние пришельцы принесли с собой родоплеменные культы – культы духов природы и духов предков, тотемизм. Позже, с проникновением на остров малайцев и других народов Юго-Восточной Азии, распространилось влияние буддизма. Постепенно складывался комплекс синкретических верований и культов, сочетавших культ духов (полидемонизм), культ богов и божеств (политеизм), тотемизм.

В традиционных родо-племенных верованиях, например, у бара, проживающих на юге провинции Тулеар, основное место занимает вера в перевоплощение духов предков. Различные обряды родового культа сопровождают весь жизненный путь человека от рождения до смерти. Сбор урожая и приплод скота отмечались также различными обрядами. Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые, специально приготовленные для этого случая ткани, переворачивают их на другой бок, “чтобы покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении”.

Почитаются многочисленные духи природы “вазимба”; часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок “сампи”. Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты – табу. Так, запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов “запахари” пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов.

Во многих районах Мадагаскара крокодила считали священным. Наиболее знатные роды, по преданию, вели происхождение от них. Например, антануси полагали, что души умерших вождей переселяются в крокодилов. У сакалава особенно был развит культ предков. Общение с духами предков – неотъемлемая часть религиозной жизни каждой деревни. Эти ритуалы напоминают ритуалы на островах Малайского архипелага. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших. У малагасийцев есть священные животные (например, корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т. д. ), священные холмы, они почитают лемуров, в которых, по их мнению, переселяются духи умерших предков, и т. д. Плодородие земли у них ассоциируется с деторождением, поэтому земледелие считают делом женским, особенно обработку почвы, сбор урожая и т. д.

Христианства в Мадагаскаре придерживается более 43% населения страны ( в 1976 г. – около 3,8 млн. человек). Христиане составляют в провинциях Антананариву, Фианаранцуа и Таматаве до 3/4 населения. Меньше христиан проживает в провинциях Мадзунга, Тулеар и Диего-Суарес.

Значительную часть христиан (более половины) составляют сторонники протестантизма. В 1977 г. протестанты насчитывали свыше 2 млн. человек (или более 22,7% населения). Протестантизм среди населения Мадагаскара начал распространяться с Х1Х в. в этническом отношении протестантизма придерживаются часть мерина, бецилеу, безанозано, бецимисарака и некоторые другие. Основная масса протестантов проживает в провинциях Антананариву, Фианаранцуа, отчасти в прибрежных районах Таматаве и др.

Лютеране, составлявшие в 1977 г. примерно 420 тыс. человек, имеют несколько организаций: Лютеранскую церковь Мадагаскара (подразделяется на четыре региональных синода), Норвежское (лютеранское) миссионерское общество, Евангелическую лютеранскую церковь, Лютеранский совет миссий и Американскую лютеранскую церковь.

Конгрегационалисты представлены Церковью Христа Мадагаскара (в 1977 г. – около 610 тыс. человек), ее религиозный центр находится в столице; она действует совместно с Лондонским миссионерским обществом.

Англикане составляют Епископальную церковь Мадагаскара, которая в 1977 г. насчитывала 65 тыс. человек, и миссионерское Общество пропаганды Священного писания. В Мадагаскаре действует три епископства – Антананариву, Диего-Суарес и Таматаве, - которые подчинены архиепископу Церкви провинции Индийский океан (Маврикий).

Квакеры объединяли в 1977 г. свыше 110 тыс. человек и представлены двумя организациями – Мадагаскарской церковью друзей и Советом службы друзей.

Церковь пятидесятников в 1976 г. насчитывала около 15 тыс. сторонников.

Адвентисты седьмого дня составляли в 1977 г. 70 тыс. человек, группируются в шесть миссий: Антананариву (здесь проживает половина адвентистов), Диего-Суарес, Фианаранцуа, Мадзунга, Таматаве и Тулеар. Эта община имеет три школы: Адвентистскую школу Амбатохаранана в г. Таматаве, Адвентистскую школу Анказамбо в г. Бефандриана и Адвентистский колледж Соаманандрарини в столице, при котором находится издательство.

Католики насчитывают немногим более 20,4% населения Мадагаскара. Впервые римско-католические миссионеры появились на острове в XVII в. В 40-х годах XVII в. в районах Форт-Дофина и Сент-Мари обосновались монахи ордена св. Лазаря (лазаристы). Более интенсивное проникновение Римско-католической церкви начинается с Х1Х в.

Сторонники христианско-африканских церквей и сект составляют около 3,2% численности населения Мадагаскара (в 1976 г. – примерно 280 тыс. человек). Первая христианско-африканская церковь была организована в 1894 г. и называлась Протестантская мальгашская церковь. В основном она состояла из мерина. В ее рядах в середине 60-х годов насчитывалось до 5 тыс. приверженцев. На протяжении ХХ в. на территории Мадагаскара было образовано 20 общин-церквей.

Проникновение к некоторые районы ислама, а позднее и христианства привело к дальнейшей синкретизации религии малагасийцев. Малагасийцы христиане или мусульмане продолжают соблюдать культы и обряды своих предков, особенно культ предков. Ежегодно осенью устраиваются и справляются традиционные обряды поминок “фамадихана”. В сельских местностях традиционные культы сохранились в силе и лишь поверхностно подвергались воздействию христианства.

Ислам на территории Мадагаскара распространялся в различных районах неодновременно. В конце XV в. на юго-восточное побережье Мадагаскара его принесли арабские купцы. С XVI в. мусульманское вероисповедание стало проникать вдоль западного побережья с севера к югу, среди сакалава. Здесь сложились мусульманские государственные образования: Лахабе (в XVI в.), Боэни (в XVII в.), Налила (в XVIII в.) и др. Следует отметить, что процесс исламизации Мадагаскара в прибрежных районах происходил очень медленно.

Среди малагасийских мусульман распространен ислам суннитского направления шафиитской религиозно-правовой школы. Среди части мусульман, главным образом иностранцев и небольших групп малагасийских мусульман, имеются сторонники учений суфийских орденов. Орден Исмаилийя имеет приверженцев среди занзибарских арабов, проживающих в столице, а Ахмадийя – среди маврикийских мусульман. Среди коморцев есть сторонники орденов Шадилийя и Кадирийя. В Мадагаскаре есть также сторонники шиизма. Это выходцы с Индостанского полуострова, которые являются исмаилитами. Проживают они в городах Антананариву, Таматаве, Тулеар, Мадзунга. В стране действуют сотни мечетей, есть коранические школы.

На территории Мадагаскара проживает небольшая группа индуистов – выходцев из Южной Индии; все они – жители городов.

В Мадагаскаре проживает около 10 тыс. конфуцианцев и буддистов. Это потомки китайцев, переселившихся из Южного Китая (Кантона) более ста лет назад. Они – жители главным образом Антананариву и Фианаранцуа.

На территории острова есть небольшое число иудаистов.

Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1981. С. 286-293.


Алан Роджерс. Мадагаскар

Хотя Мадагаскар находится рядом с Африкой, малагасийские народы относятся преимущественно к азиатской расе и пользуются в основном языками малайско-полинезийской группы. У малагасийцев нет слова, обозначающего религию. "Родовые обычаи" определяют все аспекты жизни. Эти обычаи частично попыли под влияние арабской и европейской культур, но все равно определяют жизнь более чем половины населения и оказывают сильное влияние на христианское и мусульманское меньшинства. Малагасийская религия не имеет письменных документов или символов веры, у нее очень мало религиозных мифов.

Украшенные бычьими черепами

В центральной части острова особое почтение оказывается дванадцати холмам Имерины, связанным с бывшими царями. Такое же отношение к гробницам Вазимба полумифических аборигенов. Могилы предков почитаются повсеместно. В некоторых районах они представляют собой замечательные каменные здания, в других местах они спрятаны в глубине леса. Кое-где кладбища или погребальные пещены отмечены покрытыми искусной резьбой столбами и черепами быков, убитых в честь умерших. Много вертикальных каменных колонн с высеченными именами предков. Центром культа могут быть деревья, скалы, источники, реки и другие природные образования, но особая важность придается могилам благородных предков. В некоторых племенах культовые строения, содержащие священные предметы, являются моделью для строительства любого другого дома.

Талисманы

Во всех священных местах обитает духовная сила - хасина. Она же присутствует во многих магических предметах вроде амулетов, защищающих владельца от злых сил, знаменитых талисманов или фетишей (сампаев). В прежние времена воины брали их с собой в битвы. Они обеспечивали благополучие монархических династий и давали советы через своих хранителей. Очень мало талисманов имели человеческие формы, так что называть их идолами ошибочно. Это могли быть куски ткани, привязанные к копью, или пучки полированных деревянных палочек, покрытых серебряным орнаментом. Главные королевские талисманы были сожжены в 1869 г., но память о них почитается до наших дней, их духовная сила не пропала.

Некоторые животные тоже получают духовную силу, особенно крокодилы, которым оказывают почтение на местах, исполняя в их честь гимны и иногда устраивая пиры. Кошки и совы приносят знамения, а свиньи в некоторых племенах считаются нечистыми - возможно, это результат арабского влияния. Ни в одну деревню, где етсь талисман, свиньи не допускаются. Духовная сила может быть задействована для помощи людям в их нуждах; но ее обязательно следует охранять от скверны. не сделать этого, значит нарушить табу (фади), а это чрезвычайно серьезный проступок.

Танцевальная мания

Различные святые люди служат хранителями святилищ, предсказывают будущее, бросая на землю зерна, предлагают излечить от болезней, вызванных колдовством, составляют гороскопы или проводят других через священные ритуалы. Власть имущие содержат домашнего святого человека, который руководит их поступками. В некоторых местностях группы людей открывают для овладения духам (тромба) двери своих душ в процессе курения конопли или других ритуалов. Какой-то человек может стать одержимым и предсказать будущее, говоря странными голосами на неизвестных диалектах. Во времена государственного переворота целые округа были охвачены танцевальной манией и нарушали все существующие табу. Каждый человек ценен своей душой ("Душа делает человека", гласит пословица). Выше всех людей, всех духов и всех предков стоит Благоухающий Господин Создатель, Андриаманитра Занахару - далекий, но добрый.

Переворачивание костей

До прихода в девятнадцатом веке европейцев на острове использовалась приспособленная форма арабского календаря. Было отмечено, что можно делать в такой-то день, а что нельзя. Дети, рожденные в определенные дни, имели столь злую судьбу, что их убивали в младенчестве. Новый год в конце сухого сезона отмечался ритуальным купанием монарха. Вода, заряженная духовной силой царского тела, разбрызгивалась, чтобы обеспечить плодородие, на хлеба, животных и людей. Кровью принесенных жертв мазали двери, вызывая скандалы. Монархи ушли в прошлое, но верования и некоторые обычаи продолжают жить. Похороны повсюду считаются большими событиями, мертвым регулярно оказывают почтение, принося жертвы и проводя ритуалы. В Имерине выкапывают кости покойников, танцуют с ними вокруг фамильных владений и считают, что покойникам нравятся эти ежегодные выкапывания. Взамен люди получают защиту еще на один год. Эта церемония называется "переворачиванием костей" (фамадихана).

Семейные ритуалы

Важнейшие события в жизни отмечаются проведением ритуалов. При рождении после консультации у прорицателя ребенку дают имя. Все следы рождениятщательно устраняются. Мать очищает себя, прыгая через священное пламя. Все мальчики проходят обрезание в малолетстве, иначе они не считаются за людей. Праздники обрезания справляют всей семьей с едой, питьем и неприличными песнями. В канун первой менструации девочки надевают взрослое платье; вскоре последуют помолвка и свадьба. Рождение детей - основная функция женщины. Ее важность подчеркивается специальными ритуалами, такими как восхождение на священные холмы, обращение к колдунам или сохранение кусочков савана или истлевшего мяса после ежегодных церемоний переворачивания костей.

Ром для богов

Жертвы предкам приносятся в любой затруднительной ситуации, тогда же посещаются святые места. Самой большой жертвой являются быки, но в менее важных случаях достаточно цыплят, риса, меда, рома, сахарного тростника или даже конфет. Острожный путешественник бросает в реку мелкие монеты, вешает полоску ткани на каждое священное дерево, набирает в рот рома и опрыскивает стоящие вертикально камни.

Древнее испытание ядом (тангена) отошло в прошлое, но яд часто используется в качестве оружия. Друзья скрепляют свой союз, смешивая свою кровь на церемонии фати-дра. В случае возникновения каких-либо затруднений - например, нарушения табу или после кошмарного сна - люди идут к местному предсказателю, который прописывает соответствующий ритуал, чтобы отвести беду.

Правилам морали обучаются по пословицам. Их сотни, из знают, любят и используют во всех случаях жизни. Нововведения опрометчивы. Соблюдение установленных обычаев обеспечивает безопасность и спокойствие ума. Aza manaram-po hoatra ny kary an-afitra - " Не следуй своим капризам: так ведут себя бездомные коты".

Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 155-156.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: