Упельсинкина страница
Религии

Религии Северной Европы

Религия северных народов лежит в основе всего современного европейского образа жизни и мышления. Северная Европа играет значительную роль в истории христианства в силу того, что среди ее народов начало массового обращения в христианскую веру происходило в тот период, когда в других регионах вера стала заметно ослабевать. Но в целом вера входила в северный мир поздно и проникала в него медленно. Галлия (современная Франция) и Испания, расположенные ближе к сердцу Средиземноморья, думали долго, наблюдая, как быстры шаги обращения в новую веру оставляли следы на этом сердце, со всей его греческой и римской наследственностью. Проникновение в Британию шло еще медленнее: принятие христианства некоторыми кельтскими племенами быстро захлебнулось в непрерывных волнах германских нашествий. Прорыв в Дании произошел только в 960 г. н.э.: еще позже в Норвегии, Исландии и на Оркнейских островах; и лишь в начале двенадцатого века в Швеции. Мысли же и поступки, воспитанные древними верованиями, продолжали жить веками - возможно, живы и сейчас - в тесном неудобстве с библейской верой. Древние, "первобытные" верования Запада были частью подсознательного процесса формирования современной Европы и иногда всплывали на поверхность - как в случае, когда нацисты искусственно реанимировали мифологию тевтонов, придав ей совершенно новый смысл.

Северные народы

В данном случае нас интересуют все группы народов, под чьей властью находились земли к северу от Средиземноморской цивилизации, кельты и германцы. Первоначальная родина кельтских племен находилась, похоже, на месте современной Баварии. Но примерно к 300 г. до н.э. они расселились на восток и запад по широкой дуге от Ирландии до Анатолии. Галлы Цезаря и если не галаты Павла, то во всяком случае их соседи были кельтами. Следовавшие одна за другой миграции покрыли Британские острова. Римская власть покорила многие из этих племен, и в разной степени ассимилировала их с римской культурой; остальные остались нетронутыми.

Расы и языки

Давление кельтов веками оттесняло германские племена в северные земли. Римляне наверняка заблуждались, когда пытались провести различие между этими варварскими племенами. Но с упадком римского могущества начали набирать силу различные германские племена, и Темные Века стали свидетелями их неудержимой экспансии. В данном случае нас интересуют прежде всего племена из Германии (расселившиеся в кельтской Британии) и Скандинавии, знаменитые своими смелыми путешествиями и неистребимым грабительским инстинктом. По расе, языку и структуре религии они близко родственны, хотя нам известно гораздо больше о религии скандинавов, чем о германской.

Наши знания, очень отрывочные и очень неполные, проистекают из четырех следующих источников:

Древние авторы

Такие авторы, как Полибий, Цезарь и Тацит, дают отчет читателям средиземноморских стран об образе жизни неких "варварских" племен, которые являлись или были раньше врагами Рима. Часто их труды написаны в стиле антропологов девятнадцатого века с акцентом на необычность предмета, смешанным с завистливым восхищением этими "благородными варварами". Естественно, они пытаются использовать выражения, которые, по их мнению, будут понятны читателям, но по сравнению с другими источниками они выглядят достаточно неплохо.

Мифы и сказания

Легенды о "мире ином" сохранялись в устных преданиях и были записаны уже в христианский период. Скандинавские мифы, сохранившиеся в Исландии (где хористианство было принято в 1000 г. н.э.) благодаря гениальному писателю Снорри Стурлусону (умер в 1264 г.), и отраженные в других сагах и поэмах (особенно следует отметить живую, но вызывающую разочарование "Волюспа"), представляют самое полное из имеющихся описаний системы верований любого древнего, не имевшего письменности народа; но даже тут следует проявлять осторожность, принимая все сказанное с одинаковой верой или считая отражением одинаковой религиозной обстановки.

Некоторые из наиболее известных преданий, например, приключения Тора, переодевшегося невестой, чтобы получить обратно свой молот, возможно, вовсе не являются мифами, а просто развлекательными рассказами периода, когда вера в старых богов уже не была столь крепка: никому не позволено смеяться над тем, кто властен над жизнью и смертью. Богатое литературное наследие кельтов еще труднее интерпретировать, так как сюжеты рассказов уже полностью отделились от религиозного контекста.

Христианские миссионеры

Иногда сведения о старой религии можно, обычно случайно, почерпнуть и у христианских авторов.

Иногда христианские авторы тоже представляют нам сведения о старой религии: о том, что она еще существует, или о ее образе мысли. Например, переписка английского миссионера Бонифация (680-755 гг.), работавшего во Фризии, или историка Бида, работавшего во время преобладания христианства в Англии, полны намеков, но лишь намеков, так как христианские авторы редко интересовались старой религией как таковой, скорее они испытывали к ней отпращение. Иногда можно встретить свидетельства очевидца: возможно, самыми яркими можно считать описания старой шведской религии Адамом из Бремена.

Археологические находки

Этот источник материалов постоянно обновляется и позволяет значительно углубить наши знания о религиозной практике. Конечно, заведомо трудно делать на его основе конкретные выводы, но в сочетании с литературными источниками он может использоваться с большим успехом.

При оценке перечисленных источников следует помнить, что мы имеем дело с периодом, отстоящим от нас на многие века, и рассматриваем его с помощью материалов, собранных еще позднее. Религии первобытных, не имевших письменности народов тоже имеют свою историю, так же как христианство, ислам или буддизм - они развиваются, изменяются и появляются под разными масками. Поэтому рискованно было бы переносить выводы о событиях одних времен или мест на другие.

Эндрю Уоллс. Древние Боги: религии Северной Европы. - Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 114-117.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: