Упельсинкина страница
Религии

Обрядность в зороастризме

Трудно сказать, насколько в зороастризме сохранялся древний обычай жертвоприношения животных. Тексты, свидетельствующие об этих жертвоприношениях, могут восходить к дозаратуштровским временам.

В зороастрийском богослужении фигурируют три жертвенных предмета: хаома (или парахаома – приготовленная хаома), драунах и мйазда. Стебли хаомы растираются камнями (хавана, тадж. хован – “ступка”), смешиваются с соком других растений и с молоком. Получаемая смесь носит название (очень древнее) заорта. Драунах (“доля”) представляет пресную лепешку, а под термином мйазда скрывается какая-то пища, возможно, и мясо (у современных персов – фрукты).

Зороастрийские жрецы отправляли богослужение в храме (позднейшее оташкада) перед огнем. Главный жрец носит имя заотар (древнеинд. хотар), другие – хаванана (растирающий хаому), фрабэрэтар (подносчик культовых предметов), атраван (следящий за огнем). Необходимый культовый предмет – барсман. Первоначально это была подстилка, на которую якобы садились боги, слетающиеся на возлияния. Впоследствии он превратился просто в пучок ветвей (в строго определенном количестве), а современные персы заменили ветви металлическими прутьями. Как во время богослужения, так и в различных случаях жизни читались молитвы.

Основных праздников у зороастрийцев было шесть, и каждый продолжался по пять дней. Год состоял из 12 месяцев, которые назывались именами божеств. Дни также называются по божествам – Ахура-Мазда, Воху-Мана, Аша-Вахишта и т.д. (сноска 1) Сутки делятся на пять частей (Рату): хавани (от зари до полудня), рапитвина (приблизительно до трех часов дня), узайерина (дол сумерек), айвисрутрима (до полуночи), ушахина (до зари). Каждой части суток соответствует одноименное божество.

У зороастрийцев существуют особые приметы одежды, ношение которых обязательно и служит отличительным признаком правоверного, прошедшего инициацию. Это стахр пайсанха (“расписанная звездами”) – нательная рубашка, авйанхана (2) – пояс их определенного качества ниток.

Чрезвычайно своеобразны зороастрийские погребальные обряды. Ни землю, ни огонь нельзя осквернять соприкосновением с трупом. Тот, кто закопает человека или собаку в землю, должен быть подвергнут 500 ударам “лошадиной плети”. На землю, где умер человек, можно вносить огонь только через девять дней зимой и через месяц – летом. Мертвых надо было относить на высокие, сухие, каменистые места. Носильщиков должно было быть по крайней мере двое. Эти люди – ристо-каша – до конца своих дней считались нечистыми. Им нельзя было находиться ближе 30 шагов от огня, воды и барсмана и ближе трех шагов от людей.

На голом каменистом месте труп закрепляли за ноги и волосы, чтобы звери или птицы, растерзав тело, не могли утащить кости к воде или растениям. Когда оставались только кости, их собирали и складывали в специальное вместилище (асто-дана – оссуарий). Кроме асто-дана, существует и другой термин – дахма. Дахма обычно означает специальное сооружение, имитирующее голое каменистое место (башня молчания), куда помещают трупы. Так же в определенных местах складываются потом и кости. Но так как труп мог быть выставлен первоначально и не в специальном сооружении, то термин “дахма” мог означать также и вместилище для костей. (3)

Зороастризм придавал большое значение ритуальной чистоте. Обряды очищения (йауджа – “очищать”) были тщательно разработаны для людей, скота, растений, воды, земли, огня, а Заратуштре приписывалась функция проведения этой операции и над всей Вселенной.

Несомненно, что установление многочисленных и строгих обрядов очищения – явление более позднего времени, когда сформировалось и усилилось жреческое сословие, для которого ритуальные обряды служили источником дохода. Это можно видеть из одного места “Видевдата”, где дается такса гонораров за исполнение эти обрядов и строгое предупреждение о том, что если жрец не будет удовлетворен, то обряд потеряет силу. Таким образом, Авеста освящала власть жрецов над народными массами.

Примечания:
1. Авестийские и среднеперсидские названия месяцев и дней грамматически соответствуют форме родительного падежа в русском языке: “(месяц/день) такого-то бога”.
2. Современное название, традиционно используемое в литературе, - кусти.
3. Среднеперс., дахмак известно именно в значении “оссуарий”.
 

Авеста в русских переводах (1861-1996). Сост., общ. Ред., прим., справ. Разд. И.В. Рака. – СПб: Журнал “Нева” – РХГИ, 1997.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: