Упельсинкина страница
Религии

Зороастризм

Сравнение древнеиндийских и древнеиранских памятников свидетельствует, что еще до разделения индийских и иранских племен существовал культ Митры – божества договора, Индры и других божеств, существовал миф о Йиме (Яме), сыне Вивасванта (авест. Вивахвант), сложилось религиозное понятие Истины (авест. Аша, древнеперс. Арта, древнеинд. Рта). Развилась уже и определенная система обрядов: был термин для жертвоприношения (древнеперс. Йада, авест. йаза, древнеинд. йача), для жреца (авест. Заотар, древнеинд. хотар), было название растения, сок которого, особым образом приготовленный, приводил в экстаз (авест. Хаома, древнеинд. сома).

Почитаемые божества делились на две группы. Божества одной группы назывались дайва (древнеинд. Дэва), а другой – асура (авест. ахура, древнеинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот.

С этими иранскими племенами связана деятельность реформатора иранской религии – Заратуштры. Историчность личности Заратуштры иногда подвергается сомнению, которое возникает не столько из исследования конкретного исторического материала, сколько из априорной тенденции к гиперкритике.

Традиция относит время жизни Заратуштры к концу VII – началу VI в. до н.э. […] Основные моменты жизни Заратуштры представляются следующим образом: Заратуштра, небогатый и невлиятельный человек, проповедовал свои идеи сначала безуспешно, затем приобрел немногочисленных последователей, и, наконец, ему посчастливилось получить покровительство князя Виштаспы, принявшего его учение и способствовавшего его распространению. Погиб Заратуштра в почтенном возрасте во время войны с турками, т.к. саками.

Социальное содержание религиозной реформы Заратуштры в самых общих чертах сводится к возникшим в оседлой восточно-иранской среде требованиям обеспечить мирные условия существования оседлого скотоводства и земледелия. Первое из них заключалось в политическом объединении на основе сильной власти, второе – в решительной борьбе с соседями-кочевниками, которые постоянными набегами, грабежами и угоном скота мешали оседлому хозяйству.

В религиозном же плане эта проповедь преломилась в проповедь единобожия, отрицания племенных культов, в идею необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы Добра со Злом, Правды с Ложью. Борьба эта приобретает космические масштабы и составляет основу того последовательного дуализма, который так характерен для зороастрийского мировоззрения. Силы Правды и Добра возглавляет Ахура-Мазда (среднеперс. Ормазд). Других божеств нет, есть дэвы – покровители врагов и враги.

Все многообразные функции языческого пантеона передаются своеобразной коллегии так называемых Амэша-Спэнта. Их шесть: Воху-Мана (Добрая мысль), Аша-Вахишта (Лучшая Правда), Хшатра-Варья (Избранная, Предпочтимая Власть), Спэнта-Армайти (Святой, т.е. благодетельный Мир, [Святое Благочестие], Харватат (Целостность, т.е. благополучие), Амэртат (Бессмертие).

В “Гатах” идеи Заратуштры изложены, конечно, не систематически. Есть предположения, что “Гаты” представляют собой не сами проповеди, а лишь сжатые стихотворные резюме прозаических проповедей, потому они так лаконичны и чрезвычайно трудны для понимания.

Религия Заратуштры, принятая Виштаспой, стала распространяться среди оседлых восточно-иранских племен, а затем продвигаться на запад.

После смерти Заратуштры в течение столетий складывается одна из важнейших религий древности – зороастризм. Наиболее обычным ее названием среди зороастрийцев было вахви даэна маздаясни – “добрая вера почитателей Мазды”. Кроме термина маздаясна, для обозначения последователей этой религии употреблялся термин заратуштри (среднеперс. Зарлушти). Впоследствии греки называли их магами – по названию одного из мидийских племен, обладавшего монополией жречества (это слово сохранилось, например, в виде муг в географических названиях или в слове мобед – от магупат – “господин магов”, а из греческого заимствовалась арабская форма мачус. Мусульмане называли их “огнепоклонниками” (оташпараст) ввиду большой роли огня в зороастрийских обрядах и верованиях, или “гебрами” (габр) (букв.: “неверные”).

Характернейшей чертой зороастризма, бросающейся в глаза при первом же знакомстве, является его резко выраженный дуализм – признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира.

Высшую степень зороастрийской небесной иерархии занимает своеобразная группа божеств, так называемые Амэша-Спэнта. Число их в более позднее время колеблется. Сюда иногда включается Сраоша, божество послушания-дисциплины (эта функция подчеркивается внушительным атрибутом – дубинкой); Аши Вахви, олицетворение награды за добродетель, и т.д.

За ними следуют язаты-боги. Здесь – Митра (среднеперс. Михр), древнее божество договора (впоследствии связываемое с солнцем), одно из самых почитаемых. Культ Митры позднее, как известно, широко распространился в пределах Римской империи.

Высокое положение занимает Рашну – божество правосудия, атрибут его – золотые весы. На видном месте находятся божества. Олицетворяющие силы природы. Прежде всего это огонь, Атар, сын Ахура-Мазды. Огонь пронизывает весь мир и имеет различные проявления – небесный огонь, огонь горящего дерева, огонь – искра в теле человеческом, роднящая таким образом человека с Ахура-Маздой; наконец, особое проявление огня – священный огонь (носящий название бэрэзи-савах – “высокой пользы”), горящий в храмах (в позднейших памятниках огонь Варахрана-Бахрама).

Вода почитается под своим прямым названием апо – “воды”, с которыми связано еще божество Апам-Напат – “Внук Вод” (есть и в ведической мифологии), и в культе особого женского божества Ардви-Сура Анахита (“сильная, непорочная Ардви”).  Небо почитается как таковое (Асман); земля (Зам) часто смешивается с Спэнта-Армайти. […]

Со скотоводством связан культ божества Дрваспа, охраняющего здоровье скота (скоту покровительствует также и первый, главнейший из Амэша-Спэнта – Воху-Мана). […]

В виде божеств представляются разум (храту, тадж. Хирад), мир (Ахити, тадж. Ошти), сама зороастрийская вера (Даэна, тадж. Дин) и т.д. Вообще персонификация и обожествление различных предметов и отвлеченных понятий – одна из наиболее характерных черт зороастризма.

Как особый класс божественных существ выделяются в зороастрийском пантеоне фраваши (во мн. числе сохранилось в названии месяца фарвардин). Это нечто вроде душ или ангелов-хранителей, существующих от века для каждого существа, в том числе и для самого Ахура-Мазды.

Злой дух – Анхра-Манью (Ахриман) в борьбе с Добром также обладает войском, которое по силе и структуре соответствует войску Ахура-Мазды.

Понятие Друдж персонифицируетя в виде женского существа, которое оплодотворяется грешниками путем совершения греха и порождает свои бесчисленные вредные исчадия. Этот же термин друдж употребляется и нарицательно по отношению к дэвовским существам женского пола, например Насу, олицетворение смерти, которая в виде мухи прилетает с севера, вселяется в трупы правоверных существ, может проникнуть и в живых людей, если этому не воспрепятствовать соответствующими молитвами и обрядами.

Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы. Некоторые из них (например, Индра, Нахатья) – древние божества, проклятые Заратуштрой.

Зороастризм считает пространство и время бесконечными. Все пространство делится на две части: одна часть – бесконечный свет, область Добра и Ахура-Мазды, другая – бесконечная тьма, область Зла и Ахримана. В бесеконечном времени (зурван акарана) Ахура-Мазда сотворил конечный замкнутый отрезок времени, эон (зурван хвадата) – время конечного мира продолжительностью 12 тыс. лет. Это время делится на четыре равных промежутка по 3 тыс. лет. В течение первого периода Ахура-Мазда творит мир в идеальном, нематериальном виде (маньява, среднеперс. Менок, тадж. Мину), т.е. не вещи, а идеи вещей. Сюда примыкает понятие фраваши. По истечении 3 тыс. лет на границе света и тьмы появляется Ахриман. Испуганный светом и пораженный молитвой “Ахура-Варья”, произнесенной Ахура-Маздой, он отступает во мрак. Война объявлена, и обе стороны начинают накапливать для нее силы. Начинается сотворение мира, когда “два Духа создавали творения – Добрый и Злой”. Длится он следующие 3 тыс. лет.

Земля, согласно зороастризму, шарообразна; иногда в Авесте к ней прилагается эпитет скарна – “круглая”. Небо имеет три сферы (ступени, среднеперс. падак, тадж. Поя) – сферу звезд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца (конечно, вверху) находится Гаронмана – “Дом Хвалы”, рай Ахура-Мазды. Внизу (противоположно ему) – темное царство дэвов, “место плохого бытия” – дуэахва (тадж. Дузах). Посреди – место смешения света и тьмы, Добра и Зла – область жизни.

В последовательном соответствии с основной дуалистической доктриной (вес движение есть борьба двух начал) творение Ахура-Мазды статично, пока не вмешивается Ахриман. Последний, создав себе армию дэвов, пробивает небесную сферу и вторгается в мир.

Вторгнувшись в творение Ахура-Мазды, Ахриман немедленно начинает контртворение во всех доступных областях. На небе он создает планеты, кометы и метеоры, т.е. тела, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Звезды, из которых главная – Тиштрия, борются с ними. К каждой планете специально приставлено ахуровское существо для нейтрализации ее вредного влияния.

Земля делится на семь каршваров (тадж. Кишвар), центральный из них носит название Хванирата, и именно там расположена Арианам-Вайджа и другие лучшие страны. Во время сотворения этих стран Ахриман для каждой из них создал какое-нибудь несчастье или дурное свойство.

Ахриман создает вредных животных, загрязняет воду, отравляет растения и в конце концов доводит до смерти первого, созданного Ахура-Маздой Быка и первого человека – Гайа Мартан (среднеперс. Гайомарт, в эпосе Каюмарс). Но от Быка и человека остается семя. Из первого рождаются животные, из второго – мужчина Машйа и женщина Машйои (среднеперс., авест. Мартйа и Мартйанаг), от которых и пошел род человеческий.

Период творения длится также 3 тыс. лет. Следующие 3 тыс. лет – история борьбы до появления Заратуштры. После Заратуштры миру остается существовать еще 3 тыс. лет. За это время три раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству три Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах (или Астват-нэмах) и Саошьянт (или Астват-Эрэта) (часто их всех трех называют Саошьянтами).

В последней схватке силы Зла терпят, наконец, последнее и окончательное поражение. Мир очищается потоком расплавленного металла, а все, что остается после этого, обретает жизнь вечную. Этим обновлением мира – фрашо-кэрэти (среднеперс. фрашкард) и кончается двенадцатитысячелетний период.

Согласно зороастрийскому учению, главная цель создания и жизни человека – помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Это прежде всего активная деятельность, посильное участие в космической борьбе.

Содержание деятельности праведного определяется известной зороастрийской триадой: хумата, хухта, хваршта – “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”, противопоставляемой триаде неверных: дужмата, дужухта, дужваршта – “злые помыслы, злые речи, злые дела”.

Основная добродетель зороастрийца – прилежное занятие сельским хозяйством, бережное отношение к скоту и усердная обработка земли.

Авеста в русских переводах (1861-1996). Сост., общ. Ред., прим., справ. Разд. И.В. Рака. – СПб: Журнал “Нева” – РХГИ, 1997. С. 7-21.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: