Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

О предмете религиоведения

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знание - философские, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого знания. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современно научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем.

Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 10-11.

Религиоведение (от лат. religio - религия) - совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось, начиная с XIX в., хотя соответствующие знания - философские, теологические, исторические - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др. Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиональное и внеконфессиональное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиональном (а нередко и в конфессиональном) религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала.

Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.

Религиоведение занимается предметом, на котором скрещиваются интересы теологии, философии и многих наук. Все науки, изучающие религию, можно разделить на две группы:

- науки, исследующие только религию;
- науки, исследующие религию в ее связях и отношениях с другими социальными и культурными явлениями.

В первую группу входят религиоведение, история религии, теология; во вторую - все науки, изучающие человеческую реальность, то есть филологические, философские, исторические и социальные дисциплины.

Поскольку религия представляет собой сферу, наиболее чуждую применению каких-либо объективных эмпирических критериев, поскольку ее внутренняя перспектива уходит далеко в ту глубину таинственного феномена человеческой реальности, где ищущему взгляду открывается сакральное, то она вызывает к себе у исследователей совершенно неоднозначное отношение, которое колеблется между двумя крайностями. Немецкий социолог И. Керер обозначает эти крайние полюса как "агрессивно религиозную" и "агрессивно антирелигиозную" позиции. В первом случае исследователь "из-за чувства благоговения перед священным источником религии не позволяет себе рассматривать все без исключения религиозные феномены как мирские". Во втором "он использует свое исследование для борьбы против религии и этим оказывает, возможно, бессознательно, влияние на свою научную работу".

Между этими крайностями также существует достаточное разнообразие подходов, которые, однако, можно сгруппировать в следующие два типа:

I тип. Исследователь ощущает свою субъективную религиозную связь с объектом изучения.
II тип. Исследователь настроев нейтрально по отношению к объекту изучения.

К первому типу относится теология и связанный с ней комплекс дисциплин, ко второму - религиоведение и все другие гуманитарные дисциплины, изучающие культурологические и социальные аспекты функционирования религии в обществе. Фундаментальное различие между теологией и религиоведением многим видится в том, что только теология "основывается на действительном существовании предмета, который, выражаясь осторожно, удаляется при каждом приближении человека". Теология изучает самообнаружение Бога в мире; религиоведение и все нетеологические науки о религии - действия людей, связанные с их представлениями о Боге и его самооткровении. Однако встает вопрос, как вообще возможно соблюдение принципов нейтральности и объективности в исследовании такого феномена, как религия? Ведь сама по себе религия в значительной мере относится к сфере человеческой субъективности. Во-первых, основой всякой религиозной практики являются индивидуальный внутренний опыт и эмоциональная жизнь личности. Таким образом, от субъективно-личностного начала в религии невозможно абстрагироваться. Кроме того, в изучении религии часто приходится сталкиваться не только с опытом индивида, но и с коллективной и групповой религиозной практикой. Зачастую исследователь работает с текстами, описывающими верования и мифологические представления, и ему приходится, таким образом, принимать в расчет субъективные внутренние чувства, вызвавшие эти верования к жизни. Расхождение между объективным и субъективным видением особенно велико при исследовании подлинного смысла и значения религиозных ритуалов и церемоний. Далее, для того чтобы понять внутреннюю сторону религиозной практики, необходимо наблюдать ее не со стороны, а глазами участника, то есть в известном смысле перейти на субъективную позицию (это предполагает антропологическое изучение религии).

Субъективность феномена религии как предмета исследования определяет специфику таких областей знания, как философия религии и теология.

Исследования религии можно приблизительно классифицировать на дескриптивные и исторические, с одной стороны, и нормативные - с другой. Нормативные исследования фокусируются вокруг истинности постулатов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектов. Предметом исследований дескриптивно-исторического характера являются структура религии, ее историческое развитие и т. д. Подобные исследования, как правило, не оперируют суждениями оценки по отношению к содержательной стороне религиозных доктрин. В настоящее время в изучении религии доминирует именно дескриптивный подход, хотя иногда описания религиозных феноменов включают в себя элементы нормативного теоретизирования. Религиоведение сформировалось на основе дескриптивного подхода, то есть содержит тенденцию к максимально возможной объективности, в то время как дисциплины теологического цикла характеризуются нормативным подходом к предмету.

В какой-то мере стремление к нейтральному описанию можно рассматривать как своего рода реакцию на бывший долгое время нормой "заинтересованный" подход к религии, который и сейчас характеризует теологические дисциплины. К примеру, христианский теолог может рассматривать тот или иной исторический процесс как провиденциальный. Это вполне допустимо с точки зрения веры. Однако исследование исторического процесса должно быть прежде всего научным, то есть принимать во внимание факты, опираться на методы исторической науки и вообще пользоваться методологией научного исследования. На этой почве может возникнуть конфликт, поскольку точка зрения теолога будет отличаться большим консерватизмом; в частности, для теолога максимальной истинностью и ценностью обладает информация, которую предоставляют священные тексты. Для секулярного же историка, напротив, типично наличие некоторой доли скептицизма, особенно по поводу излагаемых в священных текстах описаний чудесных и рационально необъяснимых событий. Но этот скептицизм, это критическое рассмотрение иногда может оказывать сильное влияние и на саму теологическую мысль, например, дискуссия по поводу историчности Нового Завета глубоко повлияла на состояние современной христианской теологии.

В настоящее время религиоведение представляет собой преимущественно дескриптивную комплексную дисциплину. Однако для традиционного религиоведения была характерна как раз направленность на оценку истинности религий, как в случае теологии и философии религии. Нет необходимости объяснять, что различные религиозные традиции имеют свои собственные теологические системы. Но поскольку творчество теолога несет на себе отпечатки традиции, оно принадлежит к ней и таким образом тоже составляет объект изучения религиоведения.

Исследователи религии в своем большинстве соглашаются с тем, что объективность необходима и желательна, если ради нее не жертвуют пониманием глубинных внутренних аспектов религии. Поэтому все чаще звучит требование проводить четкую дистинкцию между дескриптивным и нормативным подходами.

Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное иди сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что история человечества (и предыстория) не знала абсолютно безрелигиозной стадии существования. Затрагивая предельные, общие для всех людей проблемы, самые глубинные и болезненные точки человеческой природы, религия органически связана с общественной психологией, настроениями и духовными движениями, а также с уровнем и типом экономической культуры. Активно функционируя в обществе, религия оказывает влияние на социальную реальность и, в свою очередь, формируется под влиянием этой социальной реальности.

Религиоведение, будучи комплексным знанием о сложном и изменчивом предмете, носит системный характер. Оно включает в себя элементы антропологии, социальной психологии, социологии, философии религии, этнографии. Учитывая сложность предмета и его многоаспектный характер, необходимо подчеркнуть, что в религиоведении крайне трудно достижение объективных научных результатов: Многие крупные ученые, работавшие в этой области, сознательно или бессознательно выражали в своих подходах и оценках европоцентристские или апологетико-христианские тенденции, благодаря чему возникло изрядное количество предвзятых концепций. Некоторые исследователи рассматривали религию в полной изоляции от социального окружения, с теологически-консервативных позиций. Примером такого подхода могут служить труды католического социолога В. Старка. Такие ученые, как Э. Тайлор и Дж. Фрэзер, признавали обусловленность религии социальной средой. Однако при всем величии их вклада в развитие религиоведения линейно-эволюционистское понимание исторического процесса стало негативным фактором, обусловившим тенденциозную окраску их концепций.

Объективным религиоведение становится только тогда, когда окончательно эмансипируется от стоявших у его истоков теологических и философско-религиозных представлений.

В таком случае, для того чтобы соответствовать своему определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами.

На практике каждая религия есть отдельная система, или совокупность систем, в которых доктрины, мифы, ритуалы, чувства, институты и другие подобные элементы выступают взаимосвязанными. Поэтому, для того чтобы понять какое-то верование, находящееся в рамках этой системы, необходимо учитывать ее конкретный контекст, то есть другие верования, содержащиеся в этой системе, ритуалы и прочие аспекты. Например, вера ранних христиан в божественность Христа должна рассматриваться в контексте веры в творца и в сакральную общину. Такой системный характер религии датский теолог 20 в. Хендрик Крамер назвал "тоталитарным", но лучше было бы использовать термин "органический". Тогда возникает проблема, может ли вообще некое религиозное верование или обряд, находящийся в органической системе, сравниваться с обрядом из другой органической системы. С другой стороны, каждая религия имеет индивидуальные особенности и попытки проводить сравнения между религиями могут затушевать эти индивидуальные аспекты. Большинство исследователей религии, однако, считают, что такие сравнения возможны, хотя и затруднительны. Уникальность каждой религии обнаруживается в сравнении, которое подразумевает контраст. Важность сопоставления религия является причиной того, что изучение религий иногда рассматривается как "сравнительное изучение религий", хотя многие ученые предпочитают не употреблять это выражение, отчасти потому, что в прошлом сравнительное изучение религий иногда включало в себя оценочные суждения по поводу других религий.

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996. С. 5-10.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: