Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

Основные разделы религиоведения

Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии.


История религии.

История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных его раздела (психологии религии, социологии религии и феноменологии религии - Уп.). В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709 - 1777), французского ученого и философа Ш.Ф. Дюпюи (1742 - 1809). В XIX в. в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологии и историки, представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф.К. Баур (1792 - 1860) и Д.Ф. Штраус (1808 - 1874). Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей, это швейцарский историк и правовед И. Бахофен (1815 - 1887), французский историк ф. де Куланж (1830 - 1892), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж.Э. Ренан (1823 -1892), английский историк, востоковед У. Робертсон Смит (1846 - 1894), английские историки и этнологи Э.Б. Тайлор (1832 - 1917), Дж. Фрэзер (1854 - 1941), немецкий историк Ю. Вельгаузен (1844 - 1918), немецкий историк и философ А. Древе (1865 - 1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт  (1868 - 1954), российские историки Ф.И. Щербатской (1866 - 1942), В.В. Баргольд (1869 - 1930), А.Б. Ранович (1885 - 1948), Р.Ю. Випнер (1859 - 1954), богослов и историк А.В. Карташов (1875 - 1960) и многие другие.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.

Как явствует из сказанного, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, семиотические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Иногда высказывается мнение, что религиоведение как относительно самостоятельная, комплексная отрасль знания "не существует"; развиваются лишь отдельные дисциплины - философия, социология, психология, история религии, которые представлены в соответствующих отраслях знания. Данное мнение, подобно тому, которое высказывал бы тот, кто, игнорируя процесс дифференциации наук и знания внутри наук, стал бы говорить: нет физики, а есть классическая механика, электродинамика, термодинамика, теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц, твердого тела; или - нет психологии, а есть общая психология, социальная психология, этнопсихология, детская и педагогическая психология, патопсихология, психолингвистика, психология труда, инженерная психология и т.д. Особенно подчеркнем, что разделы внутри религиоведения находятся, так сказать, "у себя", имеют один объект, и знания разных разделов интегрируются в систему знаний о данном объекте; это повышает эффективность и научных исследований в области религии, и религиоведческого образования. Конечно, изучение религии может осуществляться и осуществляется в рамках социологии, психологии, филологии, истории, правоведения и других наук, но в них это изучение имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга. <...>

Различают теоретическое и историческое религиоведение; первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта и т.д., второе создает его диахронное и синхронное изображение. Теоретическое соотносят также и с эмпирическим: в этом случае подчеркивается, что теоретическое раскрывает сущность, глубинные закономерности, а эмпирическое имеет дело с явлениями религии. Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается "изнутри", ее изучение непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии "извне", стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было конфессии.

Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М., Гардарика, 1998. С. 15-17.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: