Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

Религиозный опыт

Религиозный опыт есть соприкосновение с реальностью религии. Это эмоциональное переживание, которое без должного рационального оформления его содержания не может сохраняться в памяти.

Религиозная традиция - совокупность стабильных форм и способов поклонения Богу (богам). Каждая существующая религия хранит и поддерживает свою традицию, а чаще всего в рамках одной религии существует несколько традиций - это католицизм, православие и протестантизм в христианстве, сунниты и шииты в исламе, хинаяна и махаяна в буддизме и т.д.

Религиозные традиции, прежде всего традиции Востока, располагают определенной техникой работы с сознанием и телом, направленной на достижения более высоких состояний сознания.

1. Понятие религиозного опыта

Понятие религиозного опыта включает в себя такие аспекты, как изумление перед бесконечностью космоса, трепет и ощущение тайны в присутствии священного, ощущение зависимости от божественной силы или невидимого порядка вещей, чувство вины и беспокойство, сопровождающее веру в божественное правосудие, и ощущение мира и покоя в надежде на божественное прощение. Некоторые мыслители указывают на религиозный аспект смысла жизни и индивидуальной судьбы.

В первом случае религиозный опыт предполагает контакт с божеством, аналогичный контакту с другими людьми и вещами в мире. Во втором случае имеется в виду не контакт с божеством, а скорее восприятие священного или праведности как реальности; или то, что всякий опыт может рассматриваться в связи с тем основанием, на котором он возникает. Т.о., понятие религиозного опыта относится к специфическому восприятию божественного или предельного, а также может применяться к любой форме опыта, свидетельствующего о божественном и о предельной реальности.

Понятие религиозного опыта не было широко распространенным термином до опубликования работы У. Джемса "Многообразие религиозного опыта". Однако интерпретация религиозных концепций и доктрина на основе индивидуального опыта осуществлялась еще испанскими мистиками 16 в. и протестантскими реформаторами. Особое значение религиозному опыту придавали в своих трудах такие мыслители, как Дж. Эдвардс, Ф. Шлейремахер и Р. Отто. Х основной аргумент состоял в том, что религиозный опыт позволяет как бы "из первых рук" понять религию как реальность человеческой жизни, а не только как принадлежность к той или иной церкви или как веру в определенные доктрины. Особую значимость религиозный опыт приобретает для феноменологии (поиска базисных структур человеческого сознания) и экзистенциализма.

Четыре узловых проблемы:

1. Представляет ли собой религиозный опыт некое специфическое переживание "священного", или всякий опыт можно рассматривать как религиозный, если он каким-то образом связан с божеством.
2. По каким критериям следует отличать религию и "религиозное" от "секулярного" и от других форм духовности, таких, как мораль и искусство.
3. Может ли религиозный опыт быть понят и правильно оценен с точки зрения его истоков и его социальных и психологических условий или он представляет собой самобытное явление и должен быть понят сам по себе.
4. Обладает ли религиозный опыт когнитивным статусом, предполагающим объективный контакт с существом, существами или силами, находящимися вне человеческого сознания, или он всецело субъективен и его составляют чувства и представления, не имеющие за собой никакого объекта.
2. Концепции религиозного опыта

Собственно религиозный опыт пытались определить самым различным образом. Среди вариантов определения можно выделить следующие: чувство священного, сочетающее в себе трепет и благоговение; ощущение абсолютной зависимости, раскрывающее статус человека как сотворенного существа; чувство единства с божеством; ощущение разумности и вечной справедливости в космическом масштабе; непосредственное восприятие Бога; контакт с совершенно "иной" реальностью; ощущение присутствия преобразующей силы.

Из-за того, что религиозность и мораль тесно взаимосвязаны, их иногда ошибочно отождествляют. Этому способствуют и многочисленные попытки - начиная с Канта - рассматривать религию как чистую мораль или просто как требование выполнять свой долг. Однако обычно между моралью и религией делается различие: религия занимается вопросами о бытии человеческой личности, ее природе и о том, что признается объектом культового поклонения, в то время как к сфере морали относятся оценки деятельности субъекта и принципы, регулирующие его отношение к другим субъектам.

Религиозный опыт следует отличать от эстетических аспектов духовной практики: он связан с поклонением божеству, в то время как эстетический экстаз фокусируется на наслаждении самими по себе воспринимаемыми формами, качествами и образами объектов природы или произведений искусства.

3. Типы религиозного опыта

Можно выделить устойчивые, отличающиеся друг от друга психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом.

1. Мистик - тип созерцателя. Состояние, к которому стремится мистик, называется просветлением и предполагает предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности.

2. Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее.

3. Священнослужитель - посредник между человеком и божеством. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных психологических качеств.

4. Реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор - активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ.

5. Монах - член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место для приобретения возможности вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований.

6. Монах-отшельник, или пустынник, - человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта.

7. Святой - личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью, чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высот благодаря безупречной жизни.

8. Теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог может и не иметь непосредственного личного опыта, он имеет его в опосредованной форме, осваивая теоретические достижения религиозной мысли прошлого в своей традиции и, возможно, в других известных ему традициях. Теолог - это, прежде всего, интерпретатор и реинтрепретатор.

9. Основоположник традиции - фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт.

4. Религиозный лидер как модель для подражания

Учитель может выступать в различных ролях (по С. Кацу), например как:

  • образец поведения для верующих;
  • представитель своей религии;
  • пример осуществления традиции и жизни;
  • доказательство присутствия в ней высшей реальности;
  • носитель новых откровений;
  • выразитель новых интерпретаций старого учения;
  • вневременная, всегда живая личность для каждого поколения верующих;
  • основатель новой религиозной общины;
  • и т.д.

5. Мистический опыт

Мистический опыт, представляющий собой переживание единства "Я" и Бога, может рассматриваться как наиболее радикальное решение проблемы "Человек- Бог". В мистическом опыте преобладает аспект любви к Богу, который превращается в восприятии мистика в любящего собеседника, божественное "Ты". Поэтому собственный мистический опыт составляет желанную цель верующего, которой добиваются намеренно, следуя определенным методикам. Подготовка к мистическому опыту включает в себя четыре этапа: очищение от телесных влечений и желаний, очищение воли, просветление ума и воссоединение воли с Волей бога. Мистический опыт требует от индивида преодоления его эмпирического эгоистического "Я". В действительности это не отвержение личности, но уничтожение в ней негативных черт, препятствующих переходу на новый уровень духовного развития. В мистическом опыте сознание не является активной силой: оно прорывается, преодолевается.

Взаимоотношения между мистицизмом и религиозной традицией двойственны. Хотя мистический опыт может быть связан с религией и быть выражен в образах и формах, принадлежащих канонической традиции, он может быть и совершенно неожиданным, и содержание его порой бывает очень далеким от традиционного. При этом принципиально важное значение имеет так называемый эффект познавательной предрасположенности, когда, например, последователь Христа выражает свои эмоциональные и психические переживания в понятиях христианства, а современный человек - в космической терминологии.

Мистический опыт образует единый мир с магией, теургией, молитвой, богослужением, метафизикой и теологией, Нелегко вычленить в этом единстве собственно мистическое, и тем не менее это необходимо. Несмотря на то, что элементы мистицизма содержатся в магии и оккультизме, его не следует отождествлять с оккультным знанием, с голосами и видениями. Подлинный мистик считает оккультные силы реальными, но для него они не представляют интереса, и он выступает против использования этих сил во зло.

Молитва и богослужение могут рассматриваться как элементы мистического опыта, но это его средства, а не сущность. Обычно молитва и богослужение являются как бы продолжением непосредственного опыта единения с Богом.

6. Основные типы мистического опыта

Типология, соотносящая разновидности мистики с различными человеческими способностями: мышлением, волей и эмоциональностью - основана на традиционной индусской классификации путей духовного совершенствования: джнана (знание), карма (деятельность) и бхакти (преданность). Эта типология выделяет следующие разновидности мистического опыта:

1. Интеллектуально-созерцательный
2. Опыт посвящения и любви
3. Экстатический и эротический.
4. Психоделический опыт

7. Социальные формы выражения религиозного опыта

Религиозный опыт находит свое практическое выражение в формировании культа, обеспечивающего упорядоченную структуру поклонения религиозного объекту.

Религиозный опыт связан со смыслом жизни личности и предназначением человека. Некоторые периоды жизни индивидуума и отдельные события бывают поводом для того, чтобы мышление человека обратилось к проблемам религии. Такие переходы и события, именуемые жизненными кризисами, считаются опасными, т.к. представляют собой переход от одной стадии жизненного цикла к другой и раскрывают взгляду связь жизни в целом с ее сакральным основанием. Беременность и рождение, выбор имени для ребенка, ритуал принятия в религиозную общину, выбор профессии, свадьба и смерть переживаются как особые события, выделяющиеся на фоне повседневной рутины. Эти события можно понимать как "кризисы" - т.е. поворотные пункты - когда отношение человека к священному становится предметом особого рассмотрения. Как указывает Герард ван дер Леу, голландский религиовед и феноменолог, эти переходные периоды выделяются во всякой культуре, поскольку они знаменуют собой окончание одной стадии жизненного цикла и начало другой.

Тот факт, что жизненные кризисы вырывают нас из повседневной рутины, отражает коренное различие между священным и секулярным. Отношения между священным и секулярным прежде всего проявляются в том, что концепция Бога оказывает влияние на стандарты человеческого поведения и на отношение к жизни в целом.

М. Элиаде решает проблему взаимоотношений священного и секулярного следующим образом. Он пытается доказать присутствие священного в самом образе жизни современного секуляризованного человека. Священное при этом рассматривается как структурный элемент человеческого сознания, связанный с неизбежными для человека поисками чего-то абсолютно реального и значимого, что могло бы служить источником ценностной ориентации. Взаимодействие священного и мирского, по мнению Элиаде, осуществляется через следование людей какой-то идеальной модели действия, повторение - символико-литургическое - свершений Бога или Героя, и практическое отражение такого повторения. М. Элиаде пишет: "Я не могу сразу поверить человеку, сознательно утверждающему, что он - нерелигиозный человек. Я думаю, что бессознательно этот человек все-таки ведет себя как homo religiosus, имеет какой-то источник ценности и смысла, какие-то идеалы, питается своим бессознательным, воображаемой вселенной стихов, которые он читает, пьес, которые он смотрит. Он все еще живет в различных вселенных. Я не могу ограничить его вселенную той рационалистической вселенной самосознания, на обитание в которой он претендует, ибо эта вселенная - не человеческая".

Религиозный и мистический опыт был первоначальным источником всех существующих в мире религий. Тем не менее, он представляет собой нечто трудноуловимое и непередаваемое. Даже те индивиды, которые пережили вполне достоверный религиозный опыт, со временем начинают испытывать трудности в сохранении его субъективной реальности. Большинство людей, лично не имевших религиозного опыта, нуждаются в особой системе социальных институтов, чтобы в какой-то мере ощутить причастность к этому опыту.

Религиозный опыт представляющий собой определенное переживание священного, предстает в различных установках и формах выражения.

Религиозный опыт формирует социальную доктрину общественной жизни, одухотворяя ее.


С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: