Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

Методы исследования религии

Археологические  исследования  религии

Великие археологические открытия Г. Шлимана в Греции и Малой Азии, А. Эванса на о. Крит, Ж. де Моргана в Эламе, Г. Винклера в Анатолии и ряд других в значительной мере расширили современные знания в области истории греко-римской и ближневосточной цивилизаций. Аналогичную роль сыграли успехи библейской археологии, кульминацией которых стало открытие иудейской горной крепости Масада, бывшей последним укреплением, сопротивлявшимся римским войскам во время восстания 66-73 гг. Открытия английского археолога Дяс. Маршалла в Индии дали важнейшую информацию о предыстории индийской цивилизации и вскрыли спорность прежних представлений о ведущей роли ведической культуры в процессе формирования традиции индуизма.

Очень важную роль сыграло открытие археологами в 1841 г. доисторических изделий человека. Особенно велико было значение этого открытия для изучения магико-религиозных верований и ритуалов древних людей. Обнаружение изображений животных на стенах пещеры в северо-восточной Испании позволило специалистам проследить ход религиозной эволюции человека начиная с глубокой древности. Однако какими бы впечатляющими ни были подобные находки, они остаются всего лишь фрагментами неведомого целого, реконструировать которое, исходя из них, очень трудно. Даже знаменитые наскальные изображения в пещере, о которых мы говорили, оставляют много вопросов. Например, там изображен танцующий человек с оленьими рогами на голове и конским хвостом сзади. Кто это? Колдун? Жрец? Он очень похож на жреца, изображающего божество плодородия или охоты, - но это только догадки.

Поэтому для исследователей, религии было заманчиво попытаться осуществить наложение данных археологии на данные антропологических наблюдений за жизнью современных первобытных племен, то есть интерпретировать информацию о людях каменного века, опираясь на аналогичные культуры наших дней. Эта идея имела ряд слабых мест: современные "первобытные общества" сами являются продуктом длительного исторического процесса и их культура могла за тысячи лет подвергнуться многократным и разнообразным изменениям.

Находки археологов не только стимулировали переход к новым представлениям о древнейшем периоде человеческой истории. Они также помогли обратить внимание на ту роль, которую играют в религиозной жизни архитектурные сооружения и произведения искусства. В настоящее время наиболее впечатляющие религиозные сооружения древности тщательно оберегаются и объявлены заповедниками для научных исследований и всеобщего обозрения.

Хотя иконографию принято относить к ряду дисциплин, изучающих историю искусства, религиоведы все больше внимания уделяют религиозной символике визуальных искусств. Музыка же, напротив, в этом отношении изучена недостаточно, несмотря на важную роль, которую она играет в большинстве религий. Исследование функций музыки в религиозной жизни может стать существенным дополнением изучения религиозных текстов и идей.

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: