Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

Методы исследования религии

Теологическое изучение религии

На христианскую теологию 19-20 вв. оказали сильное влияние исторические исследования библейских текстов. Они наложили отпечаток и на развитие иудейской и других теологических теорий, но христианская теология наиболее значима в масштабах западной культуры. Первую попытку поиска мифологических элементов а Новом Завете предпринял немецкий теолог Д. Штраус (1808-1874), в своей работе "Жизнь Иисуса" стремившийся отделить образ исторического Христа от мифологических наслоений, созданных поэтическим воображением ранних христиан. Аналогичную попытку предпринял А. фон Гарнак (1851-1930).

Подобные попытки вызвали позднее острую критику, поскольку исторический Христос описывался в этих, работах в понятиях, соответствующих предрассудкам либерального протестантизма. В частности, среди критиков такой интерпретации Евангелия был основатель протестантской неоортодоксии К. Барт (1886-1968).

Немецкий теолог Э. Трёльч (1865-1923) утверждал, что история религии должна описываться в соответствии со следующими принципами:

- принципом критицизма, требующим соответствия выводов известным историческим фактам;
- принципом аналогии (если отсутствуют достоверные факты, исследователи должны скептически относиться к сообщениям о чудесах и невероятных событиях, поскольку такие события не находят себе аналогий в достоверном опыте);

- принципом корреляции, то есть обязательного наличия причинно-следственной связи между событиями, так как каузальность в истории исходит от Бога.

Концепцию Трёльча можно отчасти охарактеризовать как релятивистскую. Христианство рассматривается им лишь как составная часть истории религии в целом, а этот факт не всегда ясно осознается более тенденциозно ориентированными теологами. Таким образом, Трёльч поставил проблему соотношения христианства с другими религиями и подвел христианскую теологию к более реалистическому взгляду на религиозную историю человечества, чем бытовавшее ранее упрощенное дихотомическое представление о высшем (т. е. иудео-христианском) и общем ( т. е. "естественном") откровении.

На изучение библейских текстов оказали влияние и открытия, касающиеся древних религий Ближнего Востока. В Германии сложилась теологическая школа научно-исторического направления, рассматривавшая идеи Библии не только как результат откровения, но в известной степени и как продукт культурной атмосферы той эпохи. С этой точки зрения интересен подход Альберта Швейцера, обратившего внимание на различия между миром мышления Христа и современного представителя европейской цивилизации. Следует отметить также точку зрения французского католического теолога А. Луази (1857-1940), который, опираясь на протестантскую критику Библии, утверждает, что суть христианства заключается в том особом типе веры, который сложился в результате долгого исторического развития христианской церкви, и что эту суть невозможно понять, обращаясь к исторической личности Иисуса. Луази, фактический основатель католического модернизма, был отлучен от церкви, и текстуальные исследования Нового Завета в католицизме не приветствовались вплоть до второго Ватиканского Собора (1962-1965).

Еще одним направлением современной теологии является протестантская неоортодоксия. Основатель этого направления - уже упоминавшийся нами выше К. Барт. Его теологическая концепция основывается на различении между Словом (божественным откровением) и религией. Последняя, согласно Барту, является продуктом человеческой культуры и не должна отождествляться со спасительным откровением (ибо спасение может прийти лишь от Бога, а не от человечества). Работы Барта "Послание к римлянам" и "Церковная догматика" оказали глубокое влияние на дальнейшее изучение религии.

Датский теолог X. Крамер (1888-1965) применил теорию теологии Слова к нехристианским религиям. Поскольку религии суть продукт культуры и каждая вера - конкретная органическая система, согласно Крамеру, не существует точек соприкосновения между нехристианскими религиями и Евангелиями. Следует даже эмпирическое христианство отличать от евангельского откровения. Позиция Крамера была подвергнута критике за то, что она не оставляет никакой возможности диалога между религиями.

После Барта крупнейшим теологом 20 в. является Р. Бультман (1884-1976). Его подход к содержанию Нового Завета предопределен влиянием экзистенциализма Хайдеггера. В центре интересов Бультмана находится различие между стилем мышления ранних христиан, отразившимся в Новом Завете, и стилем мышления современного человека. Он утверждает, что современный человек не может мыслить в мифологических терминах, которые используются в Новом Завете. Поэтому, согласно Бультману, содержание Нового Завета нуждается в демифологизации. К мифологическим наслоениям в Евангелиях Бультман относит представления о предсуществовании Христа, трехслойном строении мироздания (небо, землю и ад), чудесах, вознесении на небо, демонологию и другие элементы иудео-христианского эллинистического мировоззрения. Он утверждает что первоначально функция мифа сводилась к выражению в объективированных представлениях экзистенциальных истин. Демифологизация библейских текстов должна заключаться в вычленении их скрытого смысла.

Последователь Бультмана Фриц Бури счел его концепцию недостаточно радикальной, так как Бультви делал различие между керигмой (*) и мифами, требуя сохранить керигму , но элиминировать мифы. Бури пытался устранить эту дистинкцию Бультмана, утверждая, что экзистенциальные истины не являются монополией христианства и последнее не занимает исключительного положения среди других религий.

После II мировой войны отмечается тенденция к развитию диалога с нехристианскими религиями. Позиции сторонников концепции Барта ("теологии Слова") несколько ослабели. Интенсифицировался процесс интеллектуального взаимодействия христианских и нехристианских теологии. Среди значительных религиозных мыслителей, тем или иным образом вовлеченных в этот диалог, можно назвать еврейского философа Мартина Бубера, английского теолога-исламиста Кеннета Крэдгга, канадского исламиста Уилфреда Смита. Современный диалог продолжает традицию выявления преемственности религий - к примеру, идея преемственности высказывалась английским теологом Дж. Оумэном (1860-1939), испытавшим на себе влияние Шдейермахера и Отто. Оумэн противопоставляет религии профетические и религии мистические, утверждая, что первые содержат более высокую концепцию сверхъестественного. Подобную позицию занимал и знаменитый шведский религиовед и теолог Н. Седерблом (1866-1931).

Несколько иная теория мифа была предложена П. Тиллихом (1886-1965), который рассматривал религию как сферу предельных оснований человеческого бытия. Основная идея Тиллиха состоит в том, что символический и мифологический язык, используемый всеми религиями, указывает, на бытие, к которому причастны символы. (Тиллих употреблял Понятие "бытие" скорее в экзистенциальном, чем в строго метафизическом смысле, относя его непосредственно к человеческому существованию.) Согласно Тиллиху, о предельной реальности невозможно говорить, не обращаясь к символам, но в мифах не следует искать буквальной истины.

В целом можно сказать, что теология 19-20 вв. занималась преимущественно интеллектуальной и социальной околорелигиозной .проблематикой, и лишь во вторую очередь - непосредственно анализом религий.

Примечание:
* Керигма (греч.) - совокупность религиозных представлений раннехристианской церкви.
 

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996. С. 51-55.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: