Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Изменяющийся мир новой религиозности

1. Изменчивый облик НРД

Новые религиозные движения (НРД) заметно выделяются на фоне религий, история которых измеряется столетиями, а иногда — тысячелетиями. Часто новые религиозные движения производят впечатление весьма подвижных структур, лишенных какого-либо консерватизма, наделенных толерантностью, способных к принятию новых решений и к дальнейшему развитию.

Если мы возьмем любое новое религиозное движение, то увидим, что его первоначальный облик может быть существенно видоизменен. Так, движение может перенести даты в эсхатологическом курсе своего учения (адвентисты седьмого дня) или же отменить их вовсе (Белое Братство). Движение может изменить свое отношение к миру от агрессивного к позитивному (что, например, прослеживается в учении того же Белого Братства) или наоборот (пример).

Вероучительные положения НРД могут варьироваться, да и социальный облик самих этих движений может измениться. На фоне истории, исчисляющейся всего лишь десятками лет существования НРД, эти изменения кажутся слишком стремительными.

Вот некоторые причины, приводящие к изменению облика НРД в наше время. Политическая обстановка в стране и социальный образ жизни ее граждан, безусловно, являются немаловажными факторами, оказывающими свое влияние на любую религию и прежде всего на НРД. Поскольку именно НРД наиболее восприимчивы к внешнему миру и часто находятся в стадии перманентного развития, а следовательно, подвержены изменениям (в отличие от исторически сложившихся религий, уже устоявшихся в доктринальном и социальном плане, и практически не изменяющихся в наши дни).

На НРД также влияют как другие религии, так и взаимоотношения между ними. Пресловутая формулировка "нетрадиционное" (в противовес "традиционному") — отличная иллюстрация к тому, как зачастую складываются отношения между новой религией и той, что исторически была "закреплена" в том или ином регионе.

2. Причины изменений

Поведение НРД, их облик, да и сама религиозная ситуация в странах Восточной и Западной Европы могут формироваться по-разному. Это происходит по ряду причин, среди которых необходимо упомянуть следующие:

1. Влияние истории. Пост-коммунистические страны Восточной Европы накладывают свой отпечаток на облик НРД и на их последователей. Некоторые исследователи, например, В. Еленский, отмечают изменение характера присутствия НРД, пришедших с Запада, в Восточной Европе. "Заметными становятся те, которые сулят добропорядочную буржуазную перспективу, а не те, которые бросают вызов обществу" (1). Граждане зачастую хотят перейти к спокойной, размеренной жизни, и с этим связаны особенности политики НРД в странах Восточной Европы.

2. Монархическая идея. В большинстве стран Восточной Европы сильна тенденция укрепления своей культурной традиции и связанной с ней монархической идеи. Во многих странах Восточной Европы еще не успели укорениться демократические ценности Запада.

3. Национальный фактор. Он доминирует в странах Восточной Европы, ранее базирующихся на идее равенства наций (хотя, безусловно, мы должны учитывать и полинациональную особенность большинства стран Восточной Европы).

4. Уровень социальной жизни. Нестабильное социальное положение позволяет НРД выдвигать ценности, связанные, прежде всего, с материальным благополучием.

5. Политическая жизнь. Ангажированность религии в политической борьбе позволяет привлекать НРД на ту или иную сторону.

6. Секуляризация. Секуляризация менее выражена в странах Восточной Европы, нежели в Западных государствах, что, безусловно, также сказывается на поведении НРД.

7. Глобализация. В странах Восточной Европы процесс глобализации идет более медленными темпами, нежели в странах Запада.

3. Отношение к миру

Многими исследователями совершенно справедливо отмечается, что религиозные течения делятся на следующие группы:

1. Отрицающие окружающий мир и бегущие от него, либо вступающие с ним в борьбу;

2. Стремящиеся преобразовать окружающий мир;

3. Адаптирующиеся к социальному окружению (2) .

При этом, как уже отмечалось нами, НРД могут изменить свою ориентацию и от отрицания мира перейти к стремлению его преобразовать или же адаптироваться к существующим условиям.

4. НРД в пост-советской России

С момента перестройки открываются возможности для распространения учений НРД на территории всей России. Огромное количество людей обращается к Русской Православной Церкви. Помимо православия большой популярностью пользуются и другие христианские конфессии и течения, в том числе — те, которые существовали в России в конце XIX — начале ХХ веков. К таковым, например, можно отнести движения баптистов и евангельских христиан.

Одновременно возрастает интерес людей к восточным учениям, среди которых на первом месте стоят буддизм и индуизм, а за ними идут НРД восточной ориентации (Общество Сознания Кришны, Церковь Унификации и др.).

Для некоторых россиян НРД кажутся определенной альтернативой Русской Православной Церкви. Порой они представляются им конкурентоспособными организациями, если позволительно применять это слово по отношению к такой области, как религия.

Но "мода на религию" 90-х годов постепенно проходит. Люди все также обращаются к религиям, уже без особого эпатажа и помпезности. НРД вынуждены приспосабливаться к новым условиям существования. Они упрочивают свои позиции, но они не в силах отделить себя от социума и быть полностью изолированным от социального контекста. Таким образом, на сегодняшний день мы наблюдаем следующую картину.

Особенности специфики российской жизни заставляют представителей мировых религий и НРД быть предельно внимательными по отношению к своим членам. Ведь они должны учитывать не только особенности их внутреннего мира, но и внешнюю ситуацию, складывающуюся вокруг религии, которая бывает не всегда благоприятна и может наложить определенный отпечаток на НРД.

И, пожалуй, самый важный момент состоит в том, что НРД так или иначе вовлечены в церковно-политический дискурс. В результате они не могут оставаться безучастными и зачастую вынуждены отстаивать свои позиции. В ходе этого дискурса НРД могут изменить тактику своей деятельности на российской почве, а значит могут варьироваться некоторые элементы самих учений.

Нельзя забывать также и о "национальных" продуктах — НРД в пост-советской России. Таковыми являются, например, Белое Братство Юсмалос, Церковь Последнего Завета, Церковь Божией Матери Державная и некоторые другие, которые имеют свою специфику.

5. В защиту традиции?

Наконец, давайте затронем тему так называемых "традиционных" религий. Вполне понятна претензия "традиционных" религий (т.е. исторически сложившихся и присущих тем или иным регионам) на особое, приоритетное положение по отношению к новым религиям. Однако подобные амбиции могут привести к накалу межрелигиозной борьбы, результатами которой станут враждебное отношение к представителям тех или иных религиозных движений и дестабилизация религиозных отношений к обществе.

В качестве средств "традиционные" религии используют ярлыки, такие как "деструктивный культ", "тоталитарная секта". Эти ярлыки зачастую навешиваются не только на представителей НРД, но и на членов некоторых христианских конфессий. Действие таких организаций, как центр им. Иринея Лионского (Россия), информационный центр "Диалог" (Украина), приводят к разжиганию межрелигиозной розни, что на наш взгляд не делает чести ни представителям традиционных религий, к которым относятся эти организации, ни представителям религиозных меньшинств, которые, в свою очередь, вынуждены заниматься "сведением счетов" со своими обидчиками.

Межрелигиозная борьба, на наш взгляд, не повышает уровня религиозности людей. А повлиять на НРД и повлечь за собой изменения в их учениях она может. Так, некоторые НРД под воздействием "традиционных" религий могут избрать для себя путь отрицания мира, вместо прежнего позитивного отношения к нему. Тем самым, это может привести к дестабилизации положения в обществе. И вряд ли от этого государства выиграют, ведь моральный облик людей в таких условиях вряд ли возрастет. Скорее всего, это приведет к отторжению людей от религии. Да и сами темпы секуляризации, как ни странно, могут быть ускорены посредством борьбы "традиционного" и "нетрадиционного".

Давайте подведем итоги. НРД не всегда стабильны и могут быть изменчивыми. Облик одних и тех же религиозных движений может заметно отличаться в странах Западной и Восточной Европы. Появляясь на пост-советском пространстве, НРД получают новый импульс к своему развитию благодаря политической и социальной обстановке в пост-советских государствах. Но стоит быть внимательными: изменения, которые происходят в некоторых общинах, вполне серьезны и могут привести к изменению облика религиозного движения во всем мире. Поэтому происходящее в отдельных странах не может быть проигнорировано. В сфере религиозности нет частного, потому что изменяясь в отдельных странах, она может повлечь за собой изменения во всем мире.

Примечания:

1. В. Еленский. Феномен НРД: Белое Братство. - "Диа-Логос", 1997. С. 214.
2. Там же.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: