Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Проблематика имени в китайской философии

Имя играет огромную роль в жизни каждого человека. Об этом свидетельствует интерес к проблематике имени практически во всех религиозных традициях.

Невозможно отрицать элементы ритуальной практики, связанные с именем в Древнем Китае. Примеры, содержащиеся в буддийских коротких рассказах сяошо (многократное повторение имени), нельзя причислять к магической практике, т.к. они свидетельствуют о наличии в большей степени ритуальных элементов, нежели магических.

В даосизме понятие “имя” различается в двух аспектах:

1. Имя дао (гармония - соединение в себе одновременно сущего и не-сущего).

2. Все остальные имена - объектные, тождественные самим объектам (нарушение тождества нежелательно).

В конфуцианстве требование исправления имен мотивируется беспорядком, к которому привело то, что “люди неохотно придерживаются установившихся имен” (Сюнь-Цзы).

Имя, благодаря Конфуцию, становится предметным. Это уже не просто константа, а тождество имени с предметом. Нарушение этого тождества нарушает порядок вещей.

Для Mо-Цзы и поздних моистов имена - образ вещи, существуют объективно. Все свойства, принадлежащие предмету, независимо от нашего знания или незнания о них, содержатся в этом предмете. Следовательно и имена, как образ вещи, должны изначально существовать в ней. Однако, изначально, как мы видим в учении моистов, они не существуют, а устанавливаются людьми по договоренности, заключая в своих названиях общие свойства предметов.

Имя у моистов выступает как знак, обозначающий свойства предмета. Обозначим это свойство имени как знаковость (в отличии от “предметности” имени у Конфуция).

Связь имени и действительности для моистов есть отношение. Это отличает моистов от мин цзя, для которых имена оторваны от реального содержания.

Свойства предмета для мин цзя существуют вне материальной оболочки. Они уже не заключены в предмете, привносятся человеком и не существуют объективно в самом предмете. Отсюда можно сделать вывод о том, что имена также не зависят от свойств предметов. Имена в учении школы мин цзя не константы, а изменчивы и относительны. Здесь мы видим разделение сущности вещи, двойственность. Имя по-прежнему является знаком, но оторванным от содержания самой вещи.

От тождества и гармонии имени и сущности вещи последователей даосизма мы приходим к разрыву между именем и сущностью вещи в учении моистов.

Путь Востока: традиции освобождения. Материалы ко второй молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. - Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 1999. С. 67-68.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: