Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов

Религиозные представления общества влияют на его социальную жизнь. Образы божества и потустороннего мира неизбежно проецируются на повседневное существование человека. Мы можем говорить о том, что все, свойственное небесному, будет тождественно земному или стремится стать таковым. Следовательно, представление о Боге неизбежно формирует определенные стереотипы по отношению к самому обществу. При более тщательном анализе патриархальных и матриархальных культур мы можем легко убедиться в этом. Речь идет об отличиях в отношениях к мужчинам и женщинам, о главенстве и приоритетах, роли и функций мужчины и женщины в традициях и культурах. Образ женского божества формирует иные традиции и иные отношения, нежели в том случае, когда главенствующей фигурой выступает Бог-мужчина.

Образ Богини-матери в первобытных религиях

Известно множество различных культур, в которых божества предстают перед нами в женском обличии. Для некоторых культур женское божество является приоритетным и выступает в роли верховного бога. Однако часто женские божества представлены наравне с другими богами-мужчинами и не несут на себе каких-либо отличительных функций верховных божеств.

Наиболее ярким примером женского верховного божества является образ Богини-матери.

Богиня-мать является главным женским божеством во многих мифологиях мира. Верхнепалеолитические статуэтки женщин с подчеркнутыми половыми признаками (т.н. "венеры") - самые ранние свидетельства о существовании культа и почитании Богини-матери. Более поздние представления о Богине-матери связаны с представлениями об изначальной божественной паре, божества которой являлись прародителями вселенной и всех населяющих ее существ (1).

Главной функцией Богини-матери является созидательная функция, которая включает в себя:

- участие в творении мира,
- участие в творении всех живых существ,
- покровительство плодородию,
- покровительство культуре, законам, тайным знаниям (2).

Известный антрополог Дж. Фрэзер, стоявший у истоков современного религиоведения, в своей работе "Золотая ветвь" говорит о принадлежности феномена наделения божества человеческими признаками раннему периоду истории религии. "Какой бы странной ни казалась идея бога, воплощенного в человеческом образе, для первобытного человека, видевшего в человекобоге или в богочеловеке всего лишь более высокую степень присутствия тех же самых сверхъестественных способностей, которые он без малейших угрызений совести дерзко присваивает себе, в ней не было ничего из ряда вон выходящего" (3).

Опираясь на наблюдения Фрэзера мы можем говорить о том, что культ богини-матери есть следствие обожествления женщин.

По Фрэзеру воплощение богов в живых людей может быть:

1. Временным, которое выражается вдохновением, одержимостью и проявляется в сверхъестественном знании (пророчествах, предсказаниях)
2. Постоянным, выражающимся совершением чудес - как необычайно сильного проявления обычной способности (4).

Отождествление женщины с божеством могло произойти внезапно. Подобный пример приводит Дж. Фрэзер:

"Когда у галласов женщина устает от забот по хозяйству, она начинает говорить бессвязные речи и нелепо вести себя. Это признак того, что на нее снизошел св. дух Калло. Муж тут же простирается перед ней. Она не именуется более супругой, а носит титул "повелительницы". Она не печется более о своих домашних делах, и ее воля становится божественным законом" (5).

Говоря об обожествлении женщин Дж. Фрэзер приводит следующее описание из жизни древних германцев:

"Древние германцы верили, что в женщинах есть нечто священное, и поэтому советовались с ними как с оракулами. Нам сообщают, что священные женщины у них смотрели на крутящиеся водовороты, прислушивались к журчанию или реву воды и по ее виду и звуку предсказывали, что должно было произойти. Но часто благоговение мужчин заходило дальше, и они поклонялись женщинам как настоящим живым богиням. Например, во время правления императора Веспасиана богиней племени бруктеров считалась некая Веледа. В этом качестве она правила народом, и ее власть признавалась повсеместно. Жила она в башне на реке Липпе - притоке Рейна. Когда жители Кельна направили к ней послов для заключения договора, тех к ней не допустили: переговоры велись через посредство слуги, который действовал как глашатай и передавал ее оракульские изречения" (6) .

Интересен момент передачи сакральных функций от женщин к мужчинам. Мирча Элиаде говорит о существовании мифических традиций, которые указывают на важную роль женщины в религиозной жизни в ранние времена (7). А. Штрелов так описывает прародительниц в мифологии аранда: "Обычно почитаемые и иногда вызывающие благоговение фигуры, которые пользовались неограниченной свободой решений и действий. Часто они были намного более могущественными существами, чем их помощники-мужчины, и последние иногда жили в постоянном страхе перед их таинственной сверхъестественной силой. Эти женщины-предки обычно носили с собой чуринги, и они создали священные церемонии…" (8).

Постепенно изначальная принадлежность тайных знаний и ритуалов женщинам посредством кражи переходит к мужской части населения. М. Элиаде подчеркивает важность принятия мифологическими женщинами последствий кражи и перехода сакральных сил в руки мужчин (9).

"Нетрадиционный" образ Бога в НРД

Новые религиозные движения могут давать совершенно противоположную оценку женщине и ее духовности. Так, например, часть религиозных движений современности подчеркивает важность, а подчас и первичность женского начала (10). Женщина может играть роль основательницы или руководительницы НРД (Сахаджа Йога, Брахма Кумарис, Программа ЛТД, Белое Братство и др.). Так, основатель движения Брахма Кумарис Дада Лех Радж подчеркивал значение женской духовности и выражал уверенность в способности женщин быть руководителями (11).

Другие религиозные движения, напротив, воспринимают женщину, как низшее существо. В этом случае не исключены факты физического и духовного насилия, которые находят себе оправдания именно низшей природой женщины, ее основной ролью в услужении мужчины (12).

Сопоставляя представления и характер новых религиозных движений можно сделать следующий вывод. Сакральность женщины, сообщенная посредством переноса на нее качеств женского верховного божества - вот главное условие формирования традиций и стереотипов, складывающихся в обществе.

Литература:

1. Астарта: Вып. 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ/ Под ред. М.Ф. Альбедиль, А.В. Цыба. - Изд-во СПб университета, 1999.
2. А. Баркер. Новые религиозные движения. Практическое введение. - СПб, Изд-во РХГИ, 1997.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт./ под ред. С.А. Токарева. - М., "Большая Российская энциклопедия", "Олимп", 1998.
4. Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. Справочное издание/ в 3-х тт. - СПб, НП Межцерковная образовательно-просветительская организация "Апостольский город - Невская перспектива", 1998.
5. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии (пер. с англ. - М., ООО "Фирма "Издательство Аст", 1998 ("Классическая философская мысль").
6. М. Элиаде. Религии Австралии. - СПб, "Университетская книга", 1998.

Примечания:

1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. под ред. С.А. Токарева. С. 178.
2. Там же. С. 179.
3. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. С. 103.
4. Там же. С. 106.
5. Там же. С. 109-110.
6. Там же. С. 108.
7. М. Элиаде. Религии Австралии. С. 191.
8. Strehlow, Aranda Traditions, p. 94. См. также: М. Элиаде. Религии Австралии. С. 193-194.
9. Там же. С. 196.
10. А. Баркер. Новые религиозные движения. С. 75.
11. Vieda Skultans "The Brahma Kumaris and the Role of Woman".
12. А. Баркер. Новые религиозные движения. С. 75.

Общество в гендерной перспективе: Сборник статей/Сост. Е.Г. Луковицкая. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. С. 46-49.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: