Упельсинкина страница
Окрестности
История религий в Государственном Музее Истории Религий
(г. Санкт-Петербург)

Ничем не приметный, по-зимнему снежный и по-осеннему календарный день. Избегая шумных и людных улиц, проходными дворами мы направляемся в сторону Почтамтской улицы (1). Именно там, вот уже несколько лет, находится Музей Истории Религий, располагавшийся ранее в Казанском Соборе.

Удаленность от Невского проспекта, быть может, немного сказывается на количестве посетителей. Мне не с чем сравнивать. Казанский Собор помнится мне иным. Разноплановые "тусовки" на его ступенях в 1988-1989 гг. привлекали публику "всех мастей". Были здесь сторонники политических партий, представители различных религиозных движений, музыканты - от рока до бардовской песни, босоногие хиппи в "хайратниках" и "фенечках", угрюмые панки, и просто те, кто выйдя на улицу, почувствовал вдруг "ветер перемен". Ступени некогда действующего храма стали отправной точкой для рождения многих идей.

Прошло несколько лет. Тусовки "мельчали". Храм постепенно заполнился добропорядочными прихожанами, да и некому было больше возмущать их спокойствие - выросли девочки, играющие на флейтах мелодии, посвященные водам Канала (2); поженились юные пары, прятавшие от людских глаз в колоннах робкие поцелуи. Ушел и Музей - осваивать новое место жительства...

Знаменитой камеры пыток сейчас нет. Она закрыта, как и многие другие залы музея. Не выставлены экспозиции по конфуцианству, буддизму. Но постепенно открываются новые выставки и это свидетельствует о продолжении жизни музея, о его новом рождении - за эти семьдесят лет. Ведь именно такой юбилей отметили на прошлой неделе сотрудники музея. В качестве подарка посетителям - день открытых дверей, интересные экскурсии, новые экспонаты.

Может быть и жаль, что не получилось соединить церковное и светское под одним сводом храма? - думается мне вдруг. Может быть совместное сосуществование помогло бы представить единую, целостную картину истории религий?..

Мимо проходит мальчик, и, читая надпись на картине, произносит: "Какое-то Кредо..."(3) Оно и понятно: латынь - не общеобразовательный предмет. В соседнем зале на стене висит образ преподобного Серафима. Немолодая пара - муж и жена. Останавливаются. Жена всматривается в лик святого и спрашивает у мужа: "Это Серафим Саровский?". "Да", - отвечает супруг. Тогда она поворачивается к образу Божией Матери и неожиданно произносит: "А это та, что у нас на даче висит?"...

Немного озадаченная, я выхожу из музея. Культурная столица соткана из парадоксов. Но несмотря ни на что это - наша история, и, может быть, даже главная, потому что это история духа российского...

P.S. Безо всякой иронии скажу, что я преклоняюсь перед трудом сотрудников Музея. Я хотела бы выразить свою бесконечную благодарность за их труд, за их работу по сохранению архивов и прекрасных коллекций. С праздником Вас, Друзья!

Марина В. Воробьева,
г. Санкт-Петербург, 16 ноября 2002 г.

Примечания:
1. Государственный Музей Истории Религий - Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5 (напртив Главпочтамта). Сайт в Интернете: http://www.relig-museum.ru/
2. Канал - Канал Грибоедова (на молодежном сленге - "Грибонал"), обрамляет с левой стороны Казанский собор.
3. Credo (лат.) - верую.

С любезного согласия работников Музея мною было сделано несколько снимков, которые я предлагаю Вашему вниманию.

Экспонаты ГМИРа Экспонаты ГМИРа
Экспонаты ГМИРа Экспонаты ГМИРа
© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: